Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Удивительная история «черного прапорщика» — защитника луганского аэропорта

03.04.2016 украина

Боев на долю украинского солдата выпало немало. Однако он уверен: «восточная» война научила его иначе относиться к своей стране.

Об этом charter97.org рассказали в пресс-службе Министерства обороны Украины.

Оборона луганского аэропорта от российско-террористических войск продолжалась 146 дней. За это время украинские воины — его защитники почувствовали на себе все адские «прелести», которые принес «русский мир» на Донбасс. Патриоты доказали достоинство и стойкость украинского народа, показали пример самоотверженной жертвенности во имя свободы Украины и ее целостности. Их героические поступки навсегда войдут в новейшую историю Украины, а оборона аэродрома станет ярким примером защиты родной земли.

Одним из первых артиллеристов, которые принимали непосредственное участие в защите аэропорта «Луганск» летом 2014 года, был главный сержант взвода — командир минометной батареи 1-й отдельной танковой бригады старший прапорщик Николай Койдан.

Стать защитником Николаю суждено судьбой. Другого выбора, как он шутит, у него не было. Ведь отец — кадровый военный, и сестра и ее муж также носили погоны.

В 1991 году Николай стал курсантом Киевского высшего танкового инженерного училища, затем получил специальность офицера-канонира в Хмельницком, впоследствии оказался в Тбилисском артиллерийском училище имени 26 Бакинских комиссаров. Здесь стал свидетелем вооруженных беспорядков и гражданской войны между сторонниками Гамсахурдиа и правительственными войсками, увидел человеческое отчаяние и услышал свист пуль над головой.

Впоследствии учился в Свердловске, а после выхода Указа первого Президента Украины Леонида Кравчука, который касался возвращения украинских военных на родину, попал в Сумское артиллерийское училище. В Сумах учился еще два года, пока по собственному желанию не уволился с курсантских рядов.

Но «привязанность» к армии все же взяла верх. В 1995 году он вернулся в армию, где впоследствии получил воинское звание «прапорщик». Служил в аэродромно-строительном батальоне, полку особого назначения и в армейской авиации, был начальником аппаратным по приему данных с борта самолета-разведчика в командно-разведывательном центре. До поездки в район проведения АТО в июня 2014 года занимал должность техника отделения хранения ракетно-артиллерийского вооружения в 1-й отдельной танковой бригаде на Черниговщине.

1 марта 2014 года личный состав танковой бригады был поднят по тревоге. Началось формирование мобильных групп. К тому времени бригада не была полностью укомплектована военнослужащими-контрактниками, потому в группы входили представители различных специальностей из всех подразделений. Командование ожидало пополнение по мобилизации. 19 марта к гончаровцам прибыли первые мобилизованы бойцы.

«Я стал командиром минометного расчета. Подчиненные — мобилизованы во время первой волны. 20 лет в руках не держали оружия. Мой наводчик Саша Лоза был лесником, Николай Сорока — депутат в районе, Степан Гвоздь — менеджер по продажам в магазине «Вена», водитель Олег Кравцов работал в колхозе под Прилуками. Никто из них понятия не имел о минометах и не знал, что с ними делать. Но, несмотря на трудности, мы получили оружие, технику и провели четырехдневное боевое слаживание на полигоне. Успели сдружиться и научиться. Лично я чувствовал, что надо готовиться к чему-то серьезному. Однако большинство мобилизованных все еще воспринимали автомат в руках, гранату в итогах и металлические шлемы за детские игрушки», — вспоминает военнослужащий.

Перед Пасхой в апреле 2014 года сформирована минометная батарея осуществила марш на северные рубежи Черниговщины. Здесь пушкари вместе с пехотинцами прикрывали российско-украинскую границу. В то время была большая угроза вторжения регулярной российской армии на территорию Украины со стороны Брянска.

«Помню очень хорошее отношение тамошних людей к нам. Местные приносили готовые блюда, продукты питания и все необходимое. Отношение украинский патриотов придавало нам сил и бодрости», — вспоминает Койдан.

В начале июня 2014 года подразделение Николая был срочно передислоцировано на Нежинский аэродром. А уже на рассвете 4 июня бойцы минометной батареи самолетом Ил-76 прибыли в Международный аэропорт «Луганск».

«Вместе с нами в луганский аэропорт прилетели подразделение гранатометчиков, саперы и разведчики с первой танковой. Кстати, это был тот военно-транспортный самолет, который затем сбили пророссийские террористы в Луганске. В аэропорту мы встретили львовских десантников, принявших объект под свой контроль в апреле, а также бойцов из Днепропетровска. Обстановка вблизи аэропорта была спокойной. Люди ходили на работу. Становилось даже странно. Ребята друг друга спрашивали, не спланировано ли это боевиками затишье перед «бурей». Будто догадывались, что скоро станет очень «жарко», — рассказывает Николай. — Надев бронежилеты и необходимую экипировку, мы приступили к обустройству своих позиций. Копали окопы, расставляли минометы, оборудовали бомбоубежища».

Две ночи в Луганске прошли тихо. А утром 6 июня позиции защитников аэропорта боевики начали обстреливать из гранатометов. Оказались в окружении. Времени на раздумья не было. Бойцы сразу заняли круговую оборону.

«Моя минометная батарея обеспечивала огневое прикрытие всех блокпостов. Нас разделили на две огневые группы. Так было удобнее отвечать луганским бандитам. Я прикрывал восточную часть аэропорта. Обдумывали разные варианты развития событий. Помню первый опасный обстрел врага, наш ответ и первое подставленное плечо товарища. Придавало уверенности, что я не один и меня прикроют и поддержат. После наших «подарков» террористы отступили. Так я получил боевое крещение. Тогда было очень жарко, от жаркой температуры я сильно загорел. Кожа почернела. Именно тогда ребята «подарили» мне позывной «Черный прапорщик», — рассказал защитник луганского аэропорта.

Но затишье было недолгим. Уже через сутки украинским воинам пришлось отражать следующий штурм противника. «Ватники» подошли на расстояние 450 метров. И в этой «дуэли» дерзкие боевики потерпели неудачу.

«Наша десантура мгновенно реагировала на все действия террористов. Мы же умело страховали и помогали огнем. «Насыпали» врагу сильно и по уши. Тогда моя батарея по-настоящему отличилась: за час мы «положили» более трехсот мин. Впоследствии даже командир одного из аэромобильных подразделений посетил нас, пожал каждому руку и сказал: «Молодцы. Теперь и я знаю, что такое минометный огонь. Даст Бог, выполним все задачи, и на День артиллериста вместе вспомним эти дни». Боевики истерически просили очередное перемирие, чтобы забрать многочисленных убитых и раненых соратников. Более штурмовать такими силами они уже не решались», — рассказал Койдан.

Как отмечает наш герой, понеся огромные потери при штурме, разъяренные террористы не прекращали попыток вытеснить наших защитников аэропорта.

Их обстрелы ежедневно учащались и становились обычным делом. В ход пошло тяжелое вооружение. Однако наши армейцы мужественно держали оборону. В луганский аэропорт прибывали подразделения усиления. Задача была — не сдаваться.

«Мы знали, что аэропорт — это крупнейший стратегический объект на Луганском направлении. Ответственность была большой у каждого бойца и офицера. На выстрелы из стрелкового оружия мы уже почти не обращали внимания. Сепаратисты били из минометов, гаубиц и «Градов» из пригорода Луганска. Инфраструктура разрушалась. К тому времени аэропорт уже был в тылу врага, поставки продуктов питания и боеприпасов осуществлялось исключительно по воздуху. 14 июня произошла трагедия: террористы «ЛНР» сбили из ПЗРК Ил-76. Все мы очень тяжело пережили смерть 49 десантников. Защитники аэропорта всегда радостно встречали каждого, кто прибывал на помощь и становился в их боевой строй. Так формировалось наше братство. В тот день всех охватила печаль. В голове мысль: «Ребята! Мы отомстим! Мы победим!» — растроганно вспоминает Николай.

Свои позиции на аэродроме Гончаровские минометчики держали до конца июля. С территории Российской Федерации на Луганщину заходили большие колонны бронетехники, направлявшихся исключительно в аэропорт. Украинские военные оказались в полной блокаде.

«Российско-террористические войска сужали кольцо вокруг аэропорта. Аэропорт расположен на окраине, а кругом вооруженные до зубов сепаратисты. Мы с ребятами держались. Нам удавалось даже разбивать вражеские колонны с техникой и боеприпасами, которые заходили в лесополосу. Однажды наемники и бандиты конкретно попались на наш крючок. Сгорело почти все. Из двенадцати машин только одна уцелела. И ту они не решились забрать, бросили в «зеленке». Как удалось выяснить благодаря радиоперехвату, и потери в живой силе в поборников «русского мира» были большие», — вспомнил защитник аэропорта.

В конце июля к заблокированным украинским воинам в аэропорту вошла одна из батальонных тактических групп, которая прорвала оцепление боевиков. С боями наши военные создали коридор, который обеспечил ротацию войск и выход из аэропорта подразделений, которые длительное время в нем находились. Среди таких была и минометная батарея старшего прапорщика Николая Койдана.

«Когда вышли из кольца, нам поставили вторую задачу — контролировать населенные пункты вблизи Луганска. Кроме этого, в любой момент мы должны обеспечить огневое усиления нашим собратьям из других подразделений. Дислоцировались в селе Сабовка в 25 километрах от областного центра. Из местных жителей там остались пенсионеры, женщины и дети. Мужчины, как правило, пополнили ряды террористов. Люди прятались в подвалах, нам неоднократно приходилось делиться с ними тушенкой, хлебом, солдатской кашей, — рассказывает Николай Койдан. — Близко к деревне боевики не подходили. Возможно, знали о наших минометы, которые в то время были хорошо пристреляны. В основном накрывали нас из «Градов» и «Гвоздик» с 15-километрового расстояния. Ответить мы не могли. Минометы на такую дистанцию не стреляют. Прикрывала более мощная артиллерия. Мы уничтожали вражеские диверсионные группы и пехотинцев-разведчиков».

29 августа 2014 у Сабовка минометное подразделение попало под очередной шквальный огонь противника. Николай пытался прыгнуть в укрытие, но не успел. Рядом разорвался снаряд. Его отбросило взрывной волной: оборвана спина, повреждена нога... «Вот я попал!» — Первое, что тогда пришло ему в голову. А уже через секунду он потерял сознание. Открыв глаза, увидел взволнованных товарищей, склонившихся над ним. Николая сразу эвакуировали в медицинское учреждение города Счастье, оттуда — в Харьков, а дальше направили в Киев. Здесь он перенес несколько операций на колене. Затем была трехмесячная реабилитация. И наперекор трудностям, больной, но несгибаемый духом, Николай снова отправился на передовую.

«Я понимал, что минометчиком больше не буду. Бегать, как раньше, не смогу, поднимать снаряд не позволит спина, и чтобы уметь воевать — нужна ловкость. Но мне было очень важно, даже выйдя надолго из строя, чувствовать свою причастность к делу, которое делали и делают сейчас наши ребята на Востоке страны. Очень хотелось вернуться к друзьям», — рассказал Николай.

Сейчас старший прапорщик Николай Койдан служит в Государственном научно-испытательном центре Вооруженных Сил Украины в Чернигове. Он — техник полигона. Должность очень ответственная. Николай готовит места для испытания новых образцов вооружения, военной техники, беспилотных летательных аппаратов. Опытного военнослужащего ценят сослуживцы и командиры. Гордится Николаем и его семья. Они благодарят Бога, что их родной человек вернулся с войны живым.

Вместе с женой Натальей Николай воспитал сына Сергея. Возможно, и он в будущем станет таким же мужественным воином, как его отец.

Боев на долю украинского солдата выпало немало. Однако он уверен: «восточная» война научила его иначе относиться к своей стране.

«Украина мне нужна. Жить в ней — значит иметь уважение в обществе и светлое будущее», — отметил защитник луганского аэропорта.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]