Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Крах белорусской экономики – на примере одного предприятия

Когда-то крупным инвесторам отказали в его покупке, а сегодня имущество обанкротившегося завода не могут даже продать с аукциона.

28 апреля в очередной раз попытаются продать имущество «Слуцкого пивоваренного завода». Как сообщает сайт Минского областного центра инвестиций и приватизации, его начальная цена на аукционе – 3 млрд. 622 млн рублей (около 180 тысяч долларов). Год назад за имущество предприятия просили в разы больше, около 1,2 млн долларов, но это предложение никого не заинтересовало.

А ведь до начала 2000-х «Слуцкий пивоваренный завод» считался успешным предприятием. История его краха весьма показательна для всей нынешней модели белорусской экономики. «Салідарнасць» предлагает читателям потратить немного времени, чтобы понять всю соль истории и главное, кто виноват.

Слуцкий пивзавод до 2001 года

Слуцкий пивоваренный завод начал работу в 1971 году. В середине 90-х более половины своей продукции слуцкие пивовары поставляли в Россию и получали неплохую прибыль, писала газета «Советская Белоруссия». Однако средства на модернизацию не шли. В декабре 2000 года завод был преобразован в ОАО, более 90% акций стали принадлежать Миноблисполкому.

В 2001 году предприятие выпускало около 10 сортов светлого и темного пива, самыми известными из которых были «Маршальское», «Золотой лев», «Гусарское», «Слуцкое». Некоторые сорта удостаивались наград на международных конкурсах. Однако на тот момент завод уже работал в убыток. Было очевидно, что он уступает конкурентам и для выживания на рынке ему необходимо переоснащение.

Поиск инвестора

Как рассказывал «Белгазете» вице-президент «Очаково» Николай Кутлунин, с предложением рассмотреть возможность участия в реконструкции Слуцкого пивоваренного завода к компании обратилось руководство Минского облисполкома. Президент «Очаково» Алексей Кочетов встретился с губернатором Николаем Домашкевичем. Летом 2001 года был подписан протокол о намерениях.

Сообщалось, что «Очаково» готово инвестировать в Слуцкий пивоваренный завод около 30 млн долларов. Взамен за полное техническое переоснащение россияне потребовали контрольный пакет акций. Слуцкие пивовары и Миноблисполком с этим условием на словах согласились.

«Говорильня»

На деле же все обернулось иначе. Если низам продаже Слуцкого пивзавода российским инвесторам была более чем очевидна, то на самом верху посчитали иначе.

Осенью 2001 года компания «Очаково» передала соответствующие бумаги для согласования в Миноблисполком. В феврале 2002 года стало известно, что подписание соглашения о сотрудничестве между «Очаково» и «Слуцким пивоваренным заводом» затягивается. Белорусская сторона предложила «Очаково» вначале подписать инвестиционный договор с правительством Беларуси.

Дальше – больше. Примерно в тоже время концерн «Белгоспищепром» направил письмо руководителям областей, в котором со ссылкой на поручение президента говорилось, что в проектах инвестиционных договоров с компанией «Очаково» необходимо предусмотреть: сохранение за государством контрольного пакета акций, гарантию инвестора в развитии сырьевых зон, развитие социальной сферы для работающих на производстве.

В компании «Очаково» этому были, мягко говоря, удивлены.

А весной 2003 года белорусское правительство и вовсе предложило новую схему перестройки пивоваренной отрасли – за счет внутренних инвестиций.

Председатель Миноблисполкома Николай Домашкевич еще пытался спасти ситуацию, направив письмо в Администрацию президента и Совмин с просьбой поддержать предложения о модернизации Слуцкого пивоваренного завода за счет привлечения инвестиций «Очаково», писала газета «Белорусский рынок». Положительного ответа оттуда не дождались.

Вице-президент «Очаково» Николай Кутлунин емко объяснил «Белгазете», почему со Слуцким пивзаводом у них ничего не получилось:

– Одно из наших главных условий – предоставление контрольного пакета акций. И это требование было зафиксировано в соглашении. Процесс переговоров до момента заключения соглашения длился примерно год. А потом больше ничего не было, одна говорильня. Никаких конкретных действий не предпринималось... Кто будет вкладывать деньги, не имея контрольного пакета акций? Только сумасшедший.

Бесславный конец

С февраля 2008 года в связи с неконкурентоспособностью продукции выпуск пива в Слуцке был прекращен, писал «Інфа-Кур’ер». Еще некоторое время продолжала производится минеральная вода и другая безалкогольная продукция.

На конец 2010 года долги завода исчислялись миллиардами и акционеры приняли решение о его ликвидации. В последующие годы «Слуцкий пивоваренный завод» существовал только на бумаге, сдавая площади в аренду под хранение зерна.

Надо ли говорить, что никто из высоких чиновников, чьи решения повлияли на крах предприятия, ответственности не понес. Впрочем, как и в ситуации с десятками и сотнями других белорусских заводов, которые не решились отдать инвесторам, чтобы не потерять над ними свою власть.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]