Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

«Школьные программы пишут бойцы невидимого фронта»

20.11.2016 общество

Большинство белорусских учебников, одобренных Лукашенко – просто какой-то трэш.

Выступая перед российскими СМИ 17 ноября, Лукашенко рассказал , что министр образования приносит ему на прочтение новые учебники для школьников. По мнению правителя, учебники по математике и физике следует упростить и не надо из школьников «студентов математического вуза делать».

Евгений Ливянт. Фото: Александр Васюкович, журнал «Имена»

Не стоит ставить знак равенства между реформой образования и изменением учебников, уверен репетитор Евгений Ливянт. По мнению эксперта, Беларусь переживает системный кризис среднего образования, и учебники не единственная его проблема.

— Ее решение принципиально ничего не поменяет в системе образования, — уверен собеседник «Завтра твоей страны», — Чтобы улучшить учебники, надо менять систему их написания. Учебник пишется под школьную программу, которую разрабатывает Национальный институт образования.

Евгений Ливянт оценивает программы по школьным предметам как плохие: они напичканы второстепенным ненужным материалом, нелогичны, отсутствуют межпредметные и причинно-следственные связи. Невозможно сделать хорошие учебники, не изменив программы, считает он.

— Кто такие люди, которые создают программы? Никто не знает, в отличие от авторов учебников — их вы можете найти на обложке. На мои обращения в Совмин, парламент и Минобразования я получал ответы, из которых следует, что программы созданы учеными-практиками-педагогами, все естественно опытные и заслуженные, — и ни одной фамилии! Программы прошли лицензирование, апробирование на совете — и снова ни одной фамилии. Кто сшил костюм? Кто автор программ? Они скрываются, как шпионы, как бойцы невидимого фронта, — иронизирует эксперт.

Ливянт вспоминает, как в советские времена над школьными программами работала Академия педагогических наук.

— Раньше учебники писали институты: академики, профессора, доктора наук. Они их апробировали, адаптировали. А сейчас посмотрите на имена авторов учебников и сколько работ эти люди выполняют. Я вообще не понимаю, когда они учебники пишут! Возьмите учебник по физике для 11 класса. По моему мнению, в каждом параграфе есть как минимум одна ошибка, а то и несколько.

Собеседник обращает внимание на том, что за все годы белорусской независимости ни один учебник не был апробирован и адаптирован.

— Что пишут в наших учебниках? Одобрен группой — и опять безымянные педагоги-ученые-практики-теоретики.

Ливянт полагает, что учебник должен хотя бы год обкатываться на экспериментальном классе. Как вариант — автор может выложить учебник в электронном формате, чтобы учителя апробировали его.

— Интеллектуальная собственность, говорят. А кому они его смогли продать, кроме как в Беларуси, извините, втюхали? Россияне хоть один наш учебник купили? Кому нужна эта интеллектуальная собственность?

Есть у нас известный автор Валерий Казаков. Он пишет гениальные пособия по геометрии для школьников. На постсоветском пространстве нет ни одной книги по геометрии такого уровня. Вся Беларусь по ним учится, только нелегально. И это притом, что официальные учебники по геометрии очень неплохие. А по остальным предметам — трэш какой-то!

Ливянт подчеркивает: написание учебников должно высоко оплачиваться и быть основной работой их авторов.

— Министр образования может и дальше носить школьные учебники Лукашенко, в ООН или еще куда-то. Хороших учебников от этого не появится. Нельзя написать хороший учебник, не поменяв программы, систем написания и апробации.

В качестве примера Евгений Ливянт приводит Россию, где за счет создания конкурентной среды эта проблема решена:

— У нас монополия. Есть одна программа, и один (редко — два) учебника. Как правило, у школ нет выбора. Какой учебник дали, по такому и работают. В России школа может выбирать учебники и программы, а конкуренция способствует тому, чтобы у школьников были самые лучшие учебники.

— Нужно ли упрощать учебники по математике и физике, как предлагает Лукашенко?

— Не только математику и физику. Всю школьную программу нужно сокращать радикально. Чистить на 30% от второстепенного и ненужного, —считает эксперт.

По его мнению, сейчас программы более насыщены информацией, чем в Советском Союзе.

— Мы отправляем детей в школу детей за знаниями, умениями и навыками. Результат — ноль, — подводит итог Ливянт и рассказывает, как шесть лет назад в прямом эфире программы «Выбор» предложил замминистра образования Казимиру Фарино эксперимент.

— Приходим в любой класс любой школы и задаем самые простые вопросы по школьной программе (теорема Пифагора, закон Ньютона, стихотворение Пушкина любое наизусть – что хотите). Гарантирую, что результат будет в пределах статистической погрешности. Не больше 5% учеников знают ответы на эти вопросы.

В прямом эфире заминиистра образования согласился на этот эксперимент. А когда после программы телеканал ОНТ стал договариваться, поступил отказ. Поскольку единственным моим условием было школу и класс выбирать в последний момент. В Министерстве образования дураков нет.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]