Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Белорусская режиссерка рассказала об авантюрном путешествии по Европе

27.06.2017 общество
Белорусская режиссерка рассказала об авантюрном путешествии по Европе

Впечатлений хватило бы на сюжет для отдельного фильма.

Режиссерка Влада Сенькова поехала в европейские столицы, чтобы прорекламировать краудфандинговую кампанию своего фильма. Денег, которые удалось заработать, едва хватило на еду, пишет citydog.by.

«У НАС БЫЛО 250 ЕВРО НА ТРОИХ И 5000 ОТКРЫТОК»

– В августе прошлого года я запустила на indiegogo-кампанию в поддержку своего фильма. Это должна была быть полнометражная драма о молодом постсоветском поколении – белорусе, украинце и россиянине – в Европе. Раз кино о европейской мечте – надо ехать туда и организовать мировой краудфандинг. Почему-то я решила, что мы будем стоять на площадях и так привлекать внимание к нашему проекту.

Специально для этого мы подготовили промо-открытки с изображением актеров фильма. Я искала фотографа, который снял бы не глянец, а атмосферно, и нашла Катю Смурага. Открытки получились такие, как мы и хотели: авторские, с четким взглядом фотографа.

Публикация от "ahaha" a film by V. Senkova (@ahaha_film) Сен 6 2016 в 3:23 PDT

Сейчас я понимаю, что надо было рассылать пресс-релизы, ездить на кинорынки и фестивали, общаться. Этим мы и занимаемся. Но на тот момент нашим ресурсом был креативный подход к пиару. Мы отважились на эту авантюру, потому что не хотели зависеть от правил большого рынка. По нашим подсчетам получалось, что, если каждые восемь минут у нас будут покупать открытку, мы соберем 10 000 евро на фильм и заодно его прорекламируем. Мы верили в успех. У нас было 250 евро на троих и 5000 открыток.

«ПОНЯЛИ, ЧТО ВЫПЕНДРИВАТЬСЯ БЕСПОЛЕЗНО, И СНИЗИЛИ ЦЕНУ ОТКРЫТКИ ДО 1 ЕВРО»

– Мы планировали проехаться по всей Европе и закончить в Будапеште, где хотели снимать фильм. Со мной были два актера, Леша Вайнилович и Саша Лесько. Мальчики везли чемоданы на колесиках с нашими открытками: каждый по 40 кг. Мне было смешно, им нет. Еще мы наделали галстуков-бабочек, которые также собирались продавать на площадях.

Первой по маршруту была Рига, куда мы добрались на автобусе. Наш тамошний друг владеет хостелом. У него и поселились.

На центральной площади мы развернули целую инсталляцию: поставили напротив друг друга два чемодана, наверх взгромоздили две доски, которые застелили тканью с адресом сайта фильма ahaha.by. Получился мобильный столик, где мы разложили бабочки, а на прищепки прикрепили открытки. Их цена начиналась с 2 евро: это же не просто открытки, а поддержка кино!

Никто не обращал внимания. Вокруг все в бабочках – значит, мы в тренде, но почему никто не подходит? Мы переступили через себя и стали зазывать по-английски: «Привет, ребята! Только сегодня вы можете принять участие в игровом фильме, который будет сниматься в Будапеште». Мы поняли, что выпендриваться бесполезно и снизили цену открытки до 1 евро, орали, что она заряжена на деньги и удачу, что будет любовь.

Но ничего не помогло. В Риге мы не продали ни одной открытки. Ноль. Этот город не наш вариант, надо ехать дальше. Друг купил нам билеты в Польшу.

В Варшаве мы вышли в старый город. Там к нам подошла только цыганка, которая назвала нас россиянами. Открытками опять никто не заинтересовался, на ночь мы не останавливались и на последние деньги купили билет в Прагу. Там нас ждала знакомая.

«КОНТРОЛЕР ПОНЯЛ, ЧТО ДЕНЕГ НЕТ, И ОТПУСТИЛ»

- Карлов мост – один из самых прибыльных маршрутов в Европе, которые я когда-либо видела. Хлебное место. Там был наш лучший торг. Правда, открытки мы продавали уже по 0,5 евро.

Подошли англичане, дали 500 старых белорусских рублей и попросили поменять на евро. Оказалось, банк был закрыт, кто-то предложил им обмен и обманул. Кстати, там это распространенное явление, когда вместо крон подсовывают белорусские деньги. Мы подарили им открытки: хотелось хоть как-то помочь.

Дальше нами заинтересовались американцы, которые покупали бабочки своим детям, и китайцы, которые пытались платить не евро, а юанями. Напротив украинец предлагал прохожим фото с голубями. Даже он купил открыточку, чтобы нас поддержать.

Тем, кто просил милостыню, бросали много денег. Молодому крепкому парню подают только потому, что он сидит и просит, а нам те же 50 центов за открытку нет. Я не понимала, как это работает с точки зрения маркетинга!

Несколько раз с моста нас прогоняла полиция. Тут можно торговать, но ты должен платить налог и перед этим куда-то звонить, чтобы там решили, соответствует ли твой товар имиджу моста. Полицейский нас вывел, поставил перед мостом и сказал, что здесь можно продавать просто так. Но нас отогнали еще дальше, а через какое-то время вообще запретили продавать.

В Праге чуть не оштрафовали за безбилетный проезд. Я за то, чтобы платить, но тогда мы были в ужасном состоянии. Нам нужно было купить хлеб с маслом, потому что это самое питательное, и на билеты денег не оставалось. Контролера мы встретили на станции возле нашего дома. Я ушла, а мальчики попались. Помню, думала возвращаться или нет: сейчас два штрафа, а так будет три. Но все-таки я решила вернуться. Контролер спросил, есть ли у нас карточка, попросил вставить в банкомат – там пусто. В кошельке было 10 000 старых белорусских рублей. Он загуглил, сколько это, понял, что денег нет, и отпустил.

В Чехии мы пробыли где-то 3-4 дня. На Карлов мост ходили как на работу, хотя жили очень далеко. Хозяйка готовила нам ужин, но мы старались покупать еду: яйца, сыр, какую-то крупу, хлеб и масло – самое дешевое и калорийное. Мясо мы не едим.

Тогда мы поняли, что на кино не соберем, и начали работать на еду и билеты дальше. К тому же долго торчать у знакомой мы не хотели: у нее бойфренд, любовь – было неудобно. Однажды мы прямо с моста отправились на вокзал. Приедем в Берлин, и там попрет! Берлин – столица искусства!

«ВО СНЕ Я ВИДЕЛА СВОИХ УМЕРШИХ РОДСТВЕННИКОВ,

НО МАМЕ ПИСАЛА, ЧТО ВСЕ ОКЕЙ»

Возле кассы выяснилось, что нам немного не хватает на билеты.

– Может, в Минск? – Саша стал ныть.

– Ты думаешь, нам хватит на Минск?!

Выход из зоны комфорта был максимальным. Мы стали подходить к людям и говорить, что нам не хватает на билет, купите, пожалуйста, открытку. Некоторые спрашивали, почему у нас денег нет. Как им объяснить, что мы нищеброды из Беларуси, которые мечтали заработать на фильм? Поэтому очень круто было сталкиваться с американцами: они всегда готовы поддержать любой кипиш. И у них есть деньги.

В Берлине с помощью каучсерфинга мы договорились жить у человека с ником Диджей Блум. Мы приехали в 22 вечера с 50 центами, краюшкой хлеба, кусочком масла и чемоданами открыток. Думали пойдем к Блуму, отдохнем, завтра продадим открытки и купим ему вина (нельзя же с пустыми руками). Нашли в «Макдональдсе» интернет, написали Блуму, но он уже «ушел тусить», потому что мы не связались с ним. В немецком автобусе было что-то с интернетом, и мы не смогли ему написать.

Я решила, что надо спать на улице, но только там, где есть охрана. Так мы оказались на лавочке под Рейхстагом. Надо отдать должное проходящим мимо немцам – они предлагали нам воду. К слову, там в переходах в спальниках ночует много народу.

В пять утра мы проснулись от холода и комаров, поэтому досыпать пошли к McDonalds. Во сне я видела своих умерших родственников, но маме писала, что все окей.

Проснувшись окончательно, мы пешком пошли на блошиный рынок. В Берлине, конечно, можно попасть в метро без оплаты, но это опасно: со штрафами там строго.

На блошке между двух рядов ходила полиция, и мы не стали раскладываться – стало совсем плохо. Мы забили, сели на метро и поехали на ярмарку по искусству, похожую на наши города мастеров во время праздников. Охранник предупредил, что и отсюда нас прогонит полиция. Хлеб и масло закончились. Хорошо, что в Германии в заведениях пускают в туалеты, где мы еще и воды набирали. Это нас спасло.

Мы познакомились с живой скульптурой – золотистым клоуном Джоном. Он предупредил, что и тут полиция не разрешает торговать. Мы подарили ему единственную самую крутую золотую бабочку. Он был рад и подарил в ответ свои золотые конфеты.

Выглядели мы очень плохо. Мы написали: «Любая открытка за пожертвование». Подошла женщина в хиджабе, стала рассматривать открытку с парнем в платье (кино у нас с гомосексуальным подтекстом), бросила денежку (где-то 2 евро – огромные деньги!), появился ее муж, бросил монетку, но открытки они не взяли.

В общей сложности в тот день мы заработали 10 евро. Какие мы были счастливые, потому что на 6,70 смогли купить яиц, макароны, хумус, вино и даже шоколадное молоко! К тому же к концу дня на каучсерфинге отозвался берлинец Мартин, который разрешил жить у него сколько мы захотим и показал на карте более молодежные районы города.

Но и там торг не шел. Мы дошли до ручки и стали заговаривать воду, которую пили. Начал Саша. После этого мы нашли на улице 10 евро и стали заговаривать воду постоянно. Леша всю Европу смотрел в пол: искал деньги.

Мы понимали, что на кино не заработаем, но почему-то чувствовали, что надо ехать до Парижа. Это было смешно, потому что сперва мы надеялись на Варшаву, потом на Прагу… Саша очень хотел домой, но мы как-то взяли себя в руки.

«ПОСЛЕДНИЕ 10 ЕВРО МЫ НЕ МОГЛИ ПОТРАТИТЬ НА ТУАЛЕТ»

До Парижа было больше тысячи километров. Мы наделали драников, купили хумуса, сварили яиц и поехали автостопом. В Германии очень важно стопить на заправках, потому что там скоростные автобаны, где стоять просто опасно.

Ночью мы застряли на трассе и остановились в круглосуточном McDonalds на заправке. Мы купили стакан refill за 2 евро, в который можно наливать сколько хочешь напитка. Было смешно, когда Саша достал пакет с 20 яйцами и чистил их в «Маке». Я понимаю, что это нищебродство, но тогда мне было не стыдно: я ехала собирать на кино.

Ночью в McDonalds зашла группа детей. Мы уже сходили с ума, и Саша начал предлагать им драникбургер без холестерина. От нас стали отсаживаться, а я попросила Сашу заткнуться. Немцы оказались очень толерантными и нас не выгнали.

Первый, кто подобрал нас утром, был турок, который говорил только по-немецки. Вообще, каждый человек в автостопе – это отдельная история. Нас подвозили дизайнеры, водитель Стинга, который возил певца во время выступлений в Германии, друг гитариста Леди Гаги. Мы всем дарили бабочки и открытки.

На второй день стопа мы застряли под Франкфуртом. Слава богу, там работал «Макдак»! Правда, туалет был платный, но мы решили вопрос: пошли в кусты. Последние 10 евро мы не могли потратить на туалет.

В 7 утра мы пошли искать машину. Перед Францией мы сменили 15 машин. К последнему немецкому городу нас вез русский еврей Ефим. Он так проникся нашей историей, что накормил в «Макдаке». Спасибо ему! Дальше нас ждал ад.

«НОУ ИНГЛИШ. Ю АР ИН ФРАНС»

Французы не говорят по-английски и принципиально его не учат. Ночь. На заправке разные люди показывали, что Париж в разных направлениях. В кафе просто так зайти нельзя: нужно платить. Было холодно, и никто не ехал в Париж. К нам подходили поляки, итальянцы, но им было в другую сторону.

Немцы считают так: молодежь должна путешествовать, автостоп – это нормально. Французы – нет. Возможно, взрывы как-то добавили масла в огонь… Они не помогали. «Вы говорите по-французски? Нет? А что мне с вами делать?», «Ноу инглиш. Ю ар ин Франс», – такая была реакция.

Мы протусовались там всю ночь, сели около фонарей на асфальте, как птицы, и так спали.

Нашей историей проникся какой-то парень, который ехал в Люксембург, но отвез нас на другую заправку в направлении Парижа.

Мы пошли на трассу ловить машину, но остановился только один француз. Сказал, что по обочине ходить нельзя, и уехал.

Над нами все смеялись: автостоп – это же рюкзак за плечами, а не чемоданы на колесиках. Немцы высадили нас на полпути до Парижа, а поляки подбросили до самого города. Через каучсерфинг жили у бразильца, который учился на режиссуре.

Мы пытались сбывать открытки в магазины – один хозяин уже был готов купить их, но поднял глаза, увидел Сашу на открытке и Сашу перед собой, решил, что тут какой-то подвох. На Монмартре также ничего не получилось.

Мы сидели возле Эйфелевой башни и с горя пили вино за 90 центов. Это не наше хорошее и недорогое, его пить можно. В этом месте афроамериканцы все время пытались нам что-то втюхать. Мы в ответ стали предлагать им свои открытки. Они злились и швыряли их. Видите ли, только они могут что-то продавать! Зато с индусами, которые тоже попробовали нам что-то предложить, мы разговорились и до сих пор общаемся.

Леша красиво разложил открытки вдоль Сены: бери, кто хочет! Мы уже не питали иллюзий выручить за них деньги.

«ПОПРОСИЛИ У МАМ ДЕНЬГИ НА ДОРОГУ ДО МИНСКА»

Леша остался в Париже. Он списался с подругой, которая как раз была в городе. А мы с Сашей поехали обратно в Берлин. Поскольку автостоп во Франции – это ужас, до первого немецкого города мы добирались на автобусе.

Нас выкинули прямо на автобане. Зрелище жутковатое, потому что машины мимо тебя просто скользят. Нам повезло – остановился грузовичок почты.

– Ребята, если вы сейчас не сядете, вас тут собьют! – было сложно с чемоданами вдвоем на переднем сиденьи, но кузов был заблокирован.

– Я еду 800 км в вашем направлении, могу вас довезти, но как вы поедете? – говорил водитель.

– Да, наверное, будет тяжело, – протянул Саша.

– Ты дурак?! Потерпишь! – ответила я, потому что боялась стопить на трассе и была дико уставшая.

800 км на автобане – это 4 часа, и в Берлин мы попали в 2 часа ночи. Было неловко будить Мартина, поэтому мы сидели до утра у него под подъездом.

Еще пару дней поработали на нашей любимой улице Бергманштрассе – там хоть как-то открытки покупали, но денег на дорогу домой мы все равно попросили у мам. На «блаблакаре» нашли человека, который довез до Минска за 40 евро с каждого.

Я поняла, что это было нужно нам для опыта. После этой поездки я переписала сценарий фильма. Я имела неправильные представления о жизни эмигрантов, которые сидят без денег. В фильме добавилась сцена продажи на рынке галстуков-бабочек. Есть и золотистый клоун Джон.

Правда, с помощью Indiegogo я собрала на фильм около 600$, это даже не один процент. Поэтому фильма еще нет.

Мальчики, несмотря на сорванные спины, не жалеют, что это было – за все время мы даже не разругались. Леша сказал, что он даже повторил бы, только без 40 килограммов открыток.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]