Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные белорусские новости

Как пятеро минских программистов играют прогрессивный рок

23.03.2018 культура
Как пятеро минских программистов играют прогрессивный рок

Песни они сочиняют сами и записали 36-минутный альбом.

Разработчики из iTechArt и Oxagile уже 8 лет играют в прогрессив-метал-группе Endogenesis.

Dev.by встретился с .NET разработчиком (ритм-гитарист) Дмитрием Скобелевым, LogicBlox-разработчиком (соло-гитарист) Арсением Погореловым и .NET разработчиком (басист) Пашей Крылатовым.

Dream Theater как точка пересечения музыкальных вкусов

Первый состав Endogenesis появился в стенах университета, его собрал Арсений Погорелов. Группа дебютировала с песней System of a Down на студенческом фестивале. Потом люди приходили и уходили, но костяк — трое человек — оставался неизменным.

Нынешний барабанщик Аркадий Соловейко, .NET-разработчик, пять лет отыграл на баяне. А клавишница Даша Николаенко, Go-разработчик, собиралась поступать в музыкальную консерваторию, но выбрала БГУИР. Басиста Пашу Крылатова ребята нашли на одном из своих концертов. Сложней всего было с вокалистом: хотели мужской голос. Сменили 5 вокалистов, какое-то время вообще выступали инструментально, а потом нашли Диму Долгодилина — солиста Белорусского академического музыкального театра.

Собственный стиль исполнения Endogenesis формировался под влиянием таких метал-групп, как Nightwish, Metallica, Dream Theater.

— Мой папа слушал разную, но хорошую музыку: блюз, джаз, рок-н-ролл (шансон тоже был, что поделаешь). Такие группы, как The Beatles, Eagles, Deep Purple, — вспоминает Арсений. — Поэтому на меня они тоже повлияли. Больше всего мне нравились блюзы, и как в них звучит электрогитара. И я сказал родителям, что хочу электрогитару (до этого играл на фортепиано). Думал, что они ответят «ну и хоти дальше», а они взяли и купили. Папа был рад, что я наконец-то вылез из компьютера.

Группа Dream Theater стала точкой пересечения и объединения состава Endogenesis: эта группа нравилась каждому, в остальном вкусы у всех разные.

Выбирая, на каком языке петь, Endogenesis колебалась между белорусским и английским, но предпочла последний. Песни айтишники пишут сами. Сейчас у них — один 36-минутный альбом (4 песни) и сингл. Каждая песня по 14 минут, но на концертах договорились укладываться в 8.

Атипичные рокеры: не пьют и не дебоширят

Белорусские айтишники уже третий раз выступают в минском клубе «Брюгге», который считают оптимальным с точки зрения размера помещения и качества звука. Ещё они «топтали сцену» на фестивале в Барановичах и в минском Dreamland.

Для выступления разработчикам из iTechArt и Oxagile нужен относительный минимум: барабанная установка, гитарные аппараты, микрофоны и вместительная сцена — для 6 человек и семиоктавного синтезатора.

Рок-музыканты говорят, что по сравнению с некоторыми другими артистами они «достаточно порядочные»: не пьют перед выступлениями и не дебоширят.

— Вспоминается цитата, которую приписывают Джеймсу Хэтфилду «Когда-то я вышел на сцену трезвый, потому что не успел выпить перед концертом. И внезапно понял, что так я играю намного лучше». Мы тоже поняли, что так мы играем лучше, — объясняет ритм-гитарист Дима Скобелев.

Шаблонное представление о рок-музыканте устарело, считает группа.

— Лет 20 назад рокер должен был ходить с немытой головой, длинной бородой, в потной рваной майке. Сейчас этого культа уже нет. Тяжёлый рок — это самодостаточная музыка, которой не нужна специальная атрибутика. На неё обращают внимание не только какие-нибудь байкеры, но и офисные сотрудники. Это направление охватило широкие массы. Мы играем тяжёлую музыку, но выглядим вполне классически: рубашки, джинсы, жилеты, туфли или кроссовки. Никаких татуировок и цепей. Главное ведь не то, что на тебе надето, а то, что ты играешь. Пусть лучше музыка будет слегка нелепой, не совсем взрослой, но породистой и нешаблонной. Например, наша фишка — нелинейность: у нас только две песни со стандартным припевом и куплетом. Всё остальное полный фарш.

Когда нужно пиарить себя — «ээм, ну вот наш альбом»

Тем, кто первый раз слышит их музыку, она кажется сложной, считает группа: «Нашу музыку интереснее скорее играть, чем слушать».

В основном на концерты Endogenesis приходят друзья, коллеги, родственники, друзья друзей и «те, кто хочет посмотреть на нашу клавишницу Дашу».

— Периодически слышим отзывы «круто, нам реально понравилось», — говорит Дима. — Один раз после концерта подошёл мужик где-то за 35, немного уже подшофе, и сказал примерно следующее: ребята, вы вернули мне веру в метал.

По словам ритм-гитариста, рок-групп сейчас очень много, поэтому на первый план выдвигается умение себя продавать. И это проблема №1.

— У нас в команде люди технические и творческие, а маркетологов и пиарщиков нет. Когда нам ставят задачу что-то прорекламировать, мы такие — «ээм, ну вот наш альбом». Поэтому пока фанатов и фанаток не так много, как хотелось бы.

Однажды ребята заказали наружную рекламу на тумбах возле остановок и развесили объявления по городу. Но, по их словам, такая реклама работает только в том случае: если ты — настоящая звезда.

Как айтишники пишут песни

Endogenesis репетирует один раз в неделю по четыре часа. Перед концертом — три-четыре раза в неделю.

Песни пишутся «очень странно: сперва музыка, потом слова». Обычно кто-то приносит и показывает примерные наброски в Guitar Pro, которые общими усилиями вырисовываются в трек.

— Сперва разучиваем один кусочек, начинаем играть, потом он кажется нам слишком простым, и мы его усложняем, — объясняет Паша. — Следующая итерация — научиться это играть. И финальный этап — «нет, давайте всё-таки упростим, мы ведь для людей играем, а не для себя». Лично для меня самый мощный источник вдохновения, когда говорят: «Паша, у нас скоро концерт, а ещё ничего не написано».

По словам Арсения, всё лучшее из мира ИТ они перенесли в музыку. Для ведения отчётности используют таблицы в Google Docs, а для планирования и организации работы — Trello. Пробовали работать с Git, но не задалось — для «вокалиста не из ИТ» это был перебор.

Темы для разговора на репетициях и в поездках часто сводятся к одному: ИТ. Потому что «эта болезнь неизлечима» — забыть о работе получается только на сцене.

— У нас много айтишного сленга. Например, когда мы работаем над одним и тем же проектом в Guitar Pro, часто возникает желание «смержить». Правда, кое-какие айтишные шутки наш вокалист не понимает.

Ритм-гитарист считает, что технические дисциплины и хеви-метал связаны друг с другом: в БГУИР «половина мужиков с гитарами ходят». Это учитывают и ИТ-компании. К примеру, недавно в фойе iTechArt Group поставили гитару, компактный комбоусилитель и наушники, можно прийти и поиграть.

— Почему? Думаю, потому что программирование — это ведь тоже творчество, — объясняет Арсений. — И второе: музыка тянет много денег. Дорогое оборудование, концерт в лучшем случае выходит в ноль. За суммы, потраченные на инструменты, можно было бы машину купить.

Согласно таблице расходов, которую ведут музыканты, за пять лет группа израсходовала 4794 рубля (в эту сумму не входят основные инструменты).

Источник charter97.org

Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2019 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и в мире.
Пресс-центр [email protected]