Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные белорусские новости

Люди искусства против Лукашенко

31.10.2020 политика
Люди искусства против Лукашенко

Белорусская культура за два месяца прошла путь от вне политики до авангарда протеста.

Представители разных групп белорусского культурного протеста рассказали «Немецкой волне» о том, что ими движет.

— В июне все началось с «евалюции» — ареста картины Хаима Сутина «Ева», — рассказывает философ Ольга Шпарага, представительница созданного экс-кандидатом в президенты Светланой Тихановской оппозиционного Координационного совета. 14 июня телеканал «Беларусь 1» сообщил, что при обыске в Белгазпромбанке картины приобщили к уголовному делу, и в кадре — картина «Ева» Сутина. Экс-директор банка Виктор Бабарико воспринимался сторонниками перемен как основной соперник Александра Лукашенко на президентских выборах, поэтому и задержание Бабарико, и арест картины вызвали возмущение.

При чем здесь «Ева»?

— Вокруг «Евы» образовалось движение, разные художники в разных сферах предлагали свой ответ на ситуацию с «Евой»… потом это выплеснулось на улицу», — говорит Шпарага. Это был всплеск мемов, принтов с «Евой» на майках, почтовые марки с этой картиной раскупили, власти ответили репрессиями за чтение стихов и перформансы.

Затем, по словам философа, в августе появились новые формы культурного протеста, которые были вызваны развязанными властями репрессиями и террором. Осенью тюремное и дворовое искусство и высказывания на эту тему стали значимым фактором.

«Философы сказали бы, что это социальное воображение наконец охватило все общество, все что делалось до этого — делалось не зря, — резюмирует Шпарага. Есть надежда, что эта «евалюция» превращается в настоящую революцию и мы перейдем от авторитарной формы правления к демократической, говорит она.

Актеры театра уволились практически всем составом

Для народной актрисы Беларуси Зои Белохвостик начало культурных протестов прямо связано с театром имени Янки Купалы. Художественный руководитель театра Николай Пинигин подписал открытое письмо против помещения Виктора Бабарико в СИЗО КГБ, а директор театра Павел Латушко отказался его уволить. Но перелом случился 10-12 августа, когда появилась информация об избиениях и пытках задержанных за участие в несанкционированных протестах.

— Когда произошел этот ужас, началась эта кровавая война после 9 августа, моя дочь Валентина Гацуева сказала: «Мы должны что-то делать, срочно придумать, мы не можем молчать», — рассказывает Белохвостик. Купаловцы записали видеообращение против насилия, директор театра отказался увольнять протестующих, а когда уволили директора, «уволились все вместе».

Это произошло накануне празднования столетия театра, и уже без крыши над головой независимая театральная группа «Купаловцы» поставила 12 октября значимый для национального возрождения Беларуси спектакль по пьесе Янки Купалы «Тутэйшыя», который был запрещен в советское время. Запись этого представления на YouTube за неделю посмотрели более 288 тысяч раз. Сейчас 63 купаловца дают андеграундные представления для дворовых сообществ, но не могут выступать официально — Минкульт не дает гастрольного удостоверения.

— Буквально за два месяца деятели культуры перестали утверждать что они вне политики, — констатирует Сергей Будкин, журналист, продюсер, один из лидеров Фонда культурной солидарности. Фонд пытается помочь белорусским деятелям культуры, потерявшим работу за выражение политических взглядов, найти новые проекты, получить самореализацию — в Беларуси или за границей. Также в повестке дня международная кампания солидарности. По словам Будкина, они пытаются привлечь мировых звезд к информационной кампании о происходящем в Беларуси. Еще одна задумка касается морального давления на тех, кто разгоняет демонстрации в Беларуси.

— Мы хотим лишить их кумиров. Плей-лист омоновцев вполне представим. Мы хотим обратиться к этим исполнителям, чтобы они осудили насилие, — поделился планом Будкин.

Феминистский язык культуры протестов

Ольга Шпарага пытается перечислить черты белорусского культурного протеста: разнообразие, коллективные формы, политическое измерение, феминистский язык, регионализм и спонтанность.

— Если до этого как-то критиковали наше общество за недостаток доверия, связей, то тут вдруг огромное количество коллективных форм высказываний, — говорит философ. По ее словам, разнообразие форм помогает и разность людей сохранить, и общий язык найти. Шпарага приводит пример плаката со словами «Бьет — значит, сядет» и делает вывод: «Мы видим ответ на насилие в феминистском ключе, который пронизывает разные формы высказывания».

Источник charter97.org



Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2020 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и в мире.
Пресс-центр [email protected]