Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Логвинец: Евросоюз мог бы вычеркнуть кого-нибудь из списка невъездных

05.07.2014 политика
Логвинец: Евросоюз мог бы вычеркнуть кого-нибудь из списка невъездных

Политолог Алесь Логвинец считает, что Евросоюз, не отказываясь от требования освобождения всех политзаключенных, мог бы проявить определенную оперативность и вычеркнуть кого-нибудь из списка невъездных.

Свидетельствует ли освобождение Алеся Беляцкого о каких-то намерениях белорусских властей к восстановлению диалога с Евросоюзом? Так ли сильно на сегодняшний момент нужно и официальному Минску и Брюсселю кардинальное улучшение отношений?

На эти и другие вопросы в интервью журналисту «Радыё Свабода» отвечают заместитель председателя движения «За свободу» Алесь Логвинец и политолог Владимир Мацкевич.

- Можно ли назвать освобождение Беляцкого каким-то знаком, сигналом для Запада о готовности официального Минска к какому-то улучшению отношений с Западом?

Логвинец: - Это однозначно шаг позитивный, и понятно, что этот шаг рассматривался как сигнал для Евросоюза, как попытка наладить диалог. Естественно, что в Беларуси решения такого рода принимаются на самом высоком политическом уровне.

Сам Алесь Беляцкий сообщил, что не знает, почему его освободили, так как оснований не было. Но власти очень быстро создали основания для освобождения, не дожидаясь его просьбы.

Мацкевич: - Тут можно сказать так: какой диалог, такие и шаги. Если бы освобождение Беляцкого свидетельствовало о том, что Минск делает шаги навстречу Западу, то это должно было бы так и подаваться. А освобождение Беляцкого подается как по амнистии и никак не связано с позицией Европы. Более того, поскольку требование Евросоюза касается освобождения всех политзаключенных, то освобождение одного никак не является решительным шагом навстречу диалогу.

Но самое неприятное то, что Запад, кажется, готов удовлетвориться такими шагами со стороны Минска, и не стремится на действительно серьезный диалог с участием всего гражданского общества Беларуси.

- А почему так происходит? Может, просто сейчас Брюссель чувствует, что официальному Минску сегодня не настолько сильно и нужен диалог с Западом? Не так, как в 2010 году...

Мацкевич: - Именно так. Сегодня Запад понял, что большого желания к диалогу со стороны белорусского режима он не дождется. Поэтому и готов удовлетвориться видимость этого диалога.

С другой стороны, Западу важно склонить белорусский режим на то, чтобы он не присоединился к России в отношении украинского кризиса. Ведь в таком случае позиция России будет гораздо более сильная, чем сейчас, и более сложная для всех участников.

- Алесь Логвинец, так насколько нужное стратегическое улучшение отношений с Западом официальному Минску?

Логвинец: - Каждая сторона показала, что готова возобновить диалог. Евросоюзу диалог нужен, так как только в рамках диалога он может влиять на правительства соседних государств. Для ЕС также важно, чтобы те принципы, на которых он строится, выполнялись и в соседних странах.

Властям Беларуси сегодня диалог с Европой, возможно, нужен больше, чем раньше, так как они опасаются агрессивной политики России, боятся остаться совершенно беззащитными перед Россией. Поэтому на уровне жестов это довольно важное событие - освобождение Алеся Беляцкого. И естественно, что Минск ждет каких-то ответных шагов от Брюсселя. Ведь на сегодня Беларусь имеет даже лучшие отношения со странами Евросоюза, чем Россия. И Лукашенко хотел бы на этом заработать.

- Тем не менее, однозначным условием Евросоюза для возвращения к диалогу остается освобождение всех политзаключенных. Может Минск уже сейчас начать требовать каких-то ответных шагов на освобождение Беляцкого?

Логвинец: - Белорусские власти сильно не надеются на какие-то существенные шаги в ответ со стороны Евросоюза. Как, например, недавно заявил Владимир Макей, что Европа будет выставлять все новые условия. И это доказывает, что Минск на много не надеется.

Но очевидно, белорусские власти хотели бы, чтобы Евросоюз смягчил свою позицию, чтобы разговор о политических правах стал бы менее важным в повестке дня. И тут мне кажется, что Евросоюз, не отказываясь от требования освобождения всех политзаключенных (оно должно быть в повестке дня, и это, кстати, подтвердил Еврокомиссар Штефан Фюле во время встречи с Алесем Беляцким), мог бы проявить определенную оперативность и вычеркнуть кого-нибудь из списка невъездных. Но, невзирая на то, как медленно принимаются решения в Брюсселе, возможно, надо ждать осени, чтобы такое решение было принято.


Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]