Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Замминистра спорта: «Когда увольняли Хэнлона, с нами никто не советовался»

01.03.2010 спорт

Чиновники от спорта до сих пор сожалеют в связи с уходом накануне Олимпиады тренера национальной сборной по хоккею и клуба «Динамо-Минск» Глена Хэнлона.

На Олимпиаде в Ванкувере от Беларуси чемпионом стал фристайлист Алексей Гришин, серебряным призером - биатлонист Сергей Новиков, бронзовым – биатлонистка Дарья Домрачева. Шеф белорусской олимпийской миссии, заместитель министра спорта и туризма Дмитрий Шичко в итоговом интервью БелТА вспомнил не только о приятном, но и поднял пласт проблем, которые предстоит решать по возвращении на родину.

- Превалируют, конечно, положительные эмоции. Это связано с тем, что впервые на зимних Олимпиадах Беларусь смогла завоевать золото. Кроме того, впервые за время выступления на Играх отдельной командой наши спортсмены сумели выиграть три медали. Ранее, на четырех предыдущих Белых играх, больше двух наград выигрывать не доводилось. Успех в Ванкувере вселяет оптимизм и уверенность в том, что есть поступательное движение вперед.

Вместе с тем, конечно, осталась и некоторая неудовлетворенность от выступления даже в успешных видах спорта, в том же биатлоне. Беспокоит в первую очередь короткая скамейка, причем как в мужской команде, так и в женской.

Яркий пример – ситуация в мужской биатлонной сборной, когда запасной Михаил Семенов за всю Олимпиаду так и не вышел на старт. Наставник команды Александр Попов в интервью журналистам объяснил это тем, что не хватило времени для того, чтобы поставить стрельбу Мише, который недавно перешел в биатлон из лыжных гонок. Но ведь подготовка к Играм велась не один год.

- Что нужно сделать для того, чтобы удлинить скамейку?

- На мой взгляд, сразу после возвращения следует провести капитальную ревизию всего нашего биатлонного хозяйства, пересмотреть качество работы каждого тренера в стране: сколько лет работает, что за это время сделано. И заработную плату привести в соответствие с показанными результатами. В стране давно работают детско-юношеские школы, но, получается, что к Олимпиаде общими усилиями они не смогли воспитать резерв для национальной дружины, которая готовила биатлонистов из того материала, который был. И справилась, с учетом непростой ситуации, неплохо. А вот к работе учебно-спортивных заведений вопросы есть. Здесь нужно наводить порядок, систематизировать то, что имеем. Ведь если не будет резерва, то скоро некому будет выступать и за национальную сборную.

Это, кстати, касается не только мужской команды, но и женской. Те пять человек, которые выступали на Играх, сработали в целом неплохо. Но за ними пока вакуум. На мой взгляд, тренер национальной сборной должен располагать кандидатами как минимум на полтора состава, чтобы было из кого выбирать. Ведь никто не застрахован от травм, недомоганий, болезней. Да и здоровая внутренняя конкуренция лишь поможет прогрессу спортсменов.

- Говоря о пересмотре зарплат, вы имеете в виду их урезание или увеличение?

- Оптимизацию. В принципе, у нас выработана стройная система поощрения за высокие спортивные результаты. Это и стипендии главы государства, и именные стипендии, учреждаемые правительством, и стипендии Президентского спортивного клуба, есть также система надбавок, установленная Советом Министров. Все эти механизмы работают, и при достижении хороших результатов тренер имеет достойную зарплату.

- Казус, приключившийся в квалификации олимпийского турнира с мировым лидером сезона во фристайле Антоном Кушниром, сильно отразится на его доходах?

- Антон не будет бедствовать, ведь он доказывал высокий уровень мастерства на протяжении всего сезона, одерживая победы на этапах Кубка мира. Поэтому имеются все основания назначить ему именную стипендию. Понятно, что она несколько ниже, чем за успехи на Олимпиаде, но вполне достойная. Будут также другие престижные турниры, например, чемпионат мира. И если Антон покажет на нем результат, то за вознаграждением дело не станет. Будем действовать в рамках того поля, которые предусматривает нормативная база. Плюс местные власти могут поддерживать своих спортсменов.

Только в Министерстве спорта и туризма Антон будет получать зарплату с коэффициентом «7», это почти Br3 млн. Пусть это не заоблачная сумма, особенно в сравнении с заработками в игровых видах спорта, но тоже не так уж мало. Надо учитывать и то, что вся подготовка спортсменов такого уровня проходит за счет бюджетных средств. Это и тренировочные сборы, и питание, и переезды.

- Бюджет подготовки к Олимпиаде в Ванкувере был заметно выше, нежели к предыдущим Играм? И насколько это оправдало себя?

- Стоимость подготовки в значительной степени обусловлена местом проведения соревнований. Если бы Олимпиада проходила в Европе, то это не потребовало бы столь большого количества дальних переездов, модельных апробаций. Проведение же Игр в Канаде автоматически влечет за собой удорожание. В том же фристайле тренерский состав разработал и согласовал с учеными модель подготовки. И для того, чтобы не ошибиться, где-то за год до начала Игр мы эту модель опробовали: за сколько дней до старта надо приехать, какая в это время года стоит погода. Для фристайлистов очень важен объем прыжковой работы на снегу, а на европейских объектах есть проблемы со снегом, впрочем, также как в Канаде и США. Кроме того, ни канадские, ни американские фристайлисты в преддверие Игр не захотели пускать нас на свои базы и проводить совместные сборы. Дополнительных затрат потребовала и экипировка, которая постоянно совершенствуется. Все новое стоит несколько дороже.

- На Олимпиаду в Ванкувере не сумели отобраться представители фигурного катания, шорт-трека и лыжного двоеборья…

- На мой личный взгляд, нам нужно определить приоритеты и не размазывать бюджетные средства, когда выделяется всем понемногу, но в итоге никому не хватает. По каким критериям отдавать приоритет тому или иному виду спорта? Помимо высоких спортивных результатов и традиций, необходимо учитывать наличие квалифицированных тренерских кадров, способных готовить спортсменов международного уровня, наличие спортивной базы (сеть спортивных школ, количество детских тренеров). Если вид попадает в число приоритетных, то, получая солидную бюджетную поддержку, он берет на себя определенные прогнозные обязательства.

- Но ведь хотят развиваться и другие виды спорта. А без поддержки им будет еще сложнее показать результаты и заслужить повышение финансирования.

- Здесь в каждом случае надо подходить индивидуально. Взять, к примеру, фигурное катание. Для того, чтобы спортсмен был конкурентоспособен на международной арене, ему каждый день необходимо иметь по 6-8 часов ледовой подготовки. Если мы сегодня таких условий предоставить не можем, то как тогда требовать от него результатов? Ведь ледовую подготовку не заменишь ни бегом, ни работой в тренажерном зале. Специализированных центров фигурного катания в нашей стране пока нет. Школы, как правило, комплексные. На одной базе соседствуют хоккей и фигурное катание с шорт-треком. В таких условиях приоритет, и это объяснимо и нормально, отдается популярному игровому виду – хоккею. Оставшееся ледовое время перепадает фигуристам и шорт-трековикам. Так что если мы хотим высоких результатов в фигурном катании, нам нужны специализированный центр, лед в достатке и квалифицированные специалисты. Но даже при наличии названных условий результат придет не в одночасье, а в течение нескольких лет, ведь азы закладываются с детства, и поколение юных спортсменов должно подрасти. Подобную модель можно применить и по отношению к остальным видам спорта, тому же шорт-треку.

- Какую оценку дадите выступлению хоккейной сборной Беларуси на Олимпиаде в Ванкувере?

- Пожалуй, команда сыграла так, как на данный момент могла. Главный тренер Михаил Захаров оказался в очень сложном положении, принимая сборную за три месяца до начала Игр. Причем фактически команда собралась 8 февраля, когда улетела на сбор в Виннипег. Там были сыграны два спарринга и проведены несколько тренировок, причем игроки из НХЛ присоединились только 14 февраля и успели лишь пару раз потренироваться вместе до старта Олимпиады. Наверное, отчасти этим объясняется качество игры в первом матче с Финляндией. Оно ни у кого не вызвало восторга. Но в дальнейшем, надо признать, ребята выглядели все более уверенно, игра преображалась. Для того, чтобы почувствовать игроков, тренеру нужно время. У Захарова времени сплотить команду и создать крепкий монолитный коллектив не было.

- Но, идя на эту должность, Михаил Захаров наверняка представлял, что его ждет. Спрос с него будет жесткий?

- После ухода Глена Хэнлона и Министерство спорта и туризма, и Национальный олимпийский комитет оказались поставлены перед фактом отставки главного тренера. Я уже не буду мусолить тему, почему это произошло. Скажу лишь, что с нами никто не советовался. И нам было необходимо в сжатые сроки определиться с главным тренером, ведь Олимпиада с каждым днем становилась все ближе. Поэтому логика нашего решения в пользу Захарова, самого выдвинувшего свою кандидатуру, вполне понятна. Во-первых, большинство хоккеистов сборной в разное время прошли через руки этого специалиста. Захаров хорошо знаком с менталитетом игроков и их потенциалом, знает, как ими управлять, и ему не потребовалось бы длительное время на знакомство с командой.

У нас было еще несколько кандидатур. Причем все – зарубежные. Но мы рассудили, что в первое время любому иностранцу пришлось бы потратить немало времени только на то, чтобы выучить фамилии игроков, адаптироваться к новой обстановке. Так что в сложившейся ситуации Захаров представлялся оптимальной фигурой.

- Он останется у руля сборной и на время майского чемпионата мира в Германии?

- Этот вопрос обсуждался министром спорта Олегом Качаном и помощником Президента по вопросам физкультуры и спорта Игорем Заичковым. Очевидно, что определяться надо как можно быстрее. Но конкретные кандидаты, вероятно, будут названы после внеочередной отчетно-выборной конференции Федерации хоккея Беларуси, запланированной на середину марта.

- Каковы перспективы конькобежного спорта, нынешними достижениями которого гордиться не с руки, хотя победные традиции мы здесь имеем (например, тот же вице-чемпион Олимпиады-1994 Игорь Железовский)? И когда станет приносить отдачу конькобежный стадион «Минск-Арены»?

- Железовский – это штучный товар, как и вообще спортсмены уровня призеров чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр. Таких атлетов не вырастишь за один год. Сегодня созданы предпосылки для того, чтобы через несколько лет мы получили интересных спортсменов, которые будут конкурентоспособны на международной арене. Не уверен, что к Играм в Сочи белорусы будут бороться за медали, но не сомневаюсь, что квалификационные нормативы для участия в Олимпиаде выполнит уже не одна спортсменка, как это случилось перед Ванкувером.

Наличие в Минске льда для конькобежцев позволит спортсменам проводить более плодотворную подготовку, круг кандидатов в олимпийскую дружину расширится. Ведь у спортсменов появится лед для тренировок, а значит, вырастет и конкуренция. Но еще одна проблема нашего конькобежного спорта – это нехватка квалифицированных тренерских кадров. Здесь большой фронт работ и для нашего университета физкультуры и спорта, и для высшей школы тренеров. Наверное, стоит подумать и о привлечении иностранных специалистов, которые на первых порах помогли бы нам выстроить систему подготовки. Наверное, есть смысл изучить и перенять опыт Голландии, ведь конькобежцы этой страны выиграли много медалей в Ванкувере.

А службе маркетинга «Минск-Арены» предстоит проработать вопрос максимальной загрузки конькобежного стадиона. Детские школы должны иметь возможность чаще тренироваться и соревноваться на нашем овале, но для этого нужны немалые деньги. Заработать их можно, приглашая к нам на сборы конькобежцев из других стран, проводя международные турниры. Если будет оставаться время, то лед можно предоставлять любителям конькобежного спорта. Таких немало. Уточню: именно конькобежного спорта, а не массового катания. Это я к тому, что не следует бояться, что эти люди «убьют» лед. Ведь они будут кататься не на хоккейных коньках, а именно на конькобежных. Они, как правило, имеют оборудование и для приведения своих коньков в порядок. Так что лед не должен испортиться, тем более, что его все время заливают и восстанавливают.

- На конькобежном стадионе имеется также и дорожка для керлинга…

- Пока этот вид спорта у нас неконкурентоспособен. Но любители его у нас в стране имеются. Причем это настоящие энтузиасты. И я думаю, что со временем уровень отечественных спортсменов здесь вырастет.

- Что скажете о наших лыжниках, олимпийские результаты которых не впечатлили?

- Учитывая безрадостное состояние дел в этом виде спорта, более успешного выступления я ожидал только от Сергея Долидовича в его излюбленной дисциплине дуатлоне на 30 км. Но, к сожалению, эта гонка по разным причинам ему не удалась. В том числе и потому, что сервисмены не угадали со смазкой. И, не видя возможности показать достойный результат, Сергей сошел с дистанции, чтобы поберечь силы на 50-километровый марафон.

Состояние, в котором пребывает национальная команда по лыжным гонкам, удручает. Хотя были созданы условия для того, чтобы спортсмены прошли необходимое количество учебно-тренировочных сборов, проделали достаточный объем подготовки на снегу. Команда обеспечивалась соответствующим инвентарем. Думаю, что по приезде в Минск в этом виде спорте нам нужно выходить на нулевой вариант. Всем сказать спасибо, и отпустить, а также определить тех, с которыми можно будет идти дальше.

- Как считаете, не могло ли отрицательно сказаться на микроклимате команды лыжников то, что руководитель национальной федерации лыжных гонок Александр Павловский еще до отъезда на Олимпиаду объявил о том, что в любом случае после Игр в тренерском штабе сборной произойдут радикальные перемены?

- Мне сложно комментировать заявления председателя федерации, хотя его никто не уполномочивал принимать кадровые решения, тем паче, что главный тренер и другие представители штаба работают в Министерстве спорта и туризма. Так что прерогатива назначения специалистов здесь принадлежит нам. Хотя с руководством федерации, разумеется, мы всегда советуемся. Так что, на мой взгляд, делать подобные заявления со стороны Александра Павловского не совсем корректно. Хотя сейчас, по прошествии Игр, учитывая выступления лыжников, с мнением о необходимости серьезных кадровых перемен согласен.

Ну а что касается микроклимата в команде из-за заявления руководителя федерации, то не считаю, что это могло так сильно повлиять на результаты выступления на Играх. Там, где четко поставлена работа, никакие заявления не выбьют спортсменов из колеи. Там же, где нет нормальной работы, творческого отношения к ней, фундаментальных знаний, начинаются разговоры о том, что котлеты плохие, лыжи не смазаны, шнурки развязались. Всегда находятся виновные, но только никто не хочет признавать своих просчетов. На мой взгляд, самым правильным шагом со стороны руководства лыжной команды было бы написание заявления с просьбой об отставке. Это выглядело бы по-мужски и по-честному. А по возвращении домой, после спокойного анализа, где и кем допущены ошибки, были бы приняты соответствующие кадровые решения.

Впрочем, этот вопрос у нас стоит очень остро. Специалистов, которые могут готовить лыжников высокого международного уровня, нам очень не хватает. Такие тренеры – тоже штучный товар. Но и эффект от их работы впечатляет. Возьмите выступление сборной Польши в Ванкувере. По сути, погоду сделали два спортсмена – лыжница Юстина Ковальчик и прыгун с трамплина Адам Малыш – обеспечивший командный результат. Поляки – наши соседи, климатические условия у них схожие. Более того, неоднократно видел, как та же Ковальчик приезжает и готовится у нас в Раубичах. Ей там нравится. Значит, и для наших спортсменов условия там вполне приемлемые, можно проходить предсезонку летом. Не всегда хватает зимой снега? Несколько талантливых людей мы всегда сможем обеспечить постоянными тренировочными сборами за рубежом. При этом необходима тесная слаженная работа тренерского состава, национальной федерации, науки, медицины.

- Возвращаетесь домой с чувством выполненного долга?

- Со своей стороны сделал все, что мог. А оценку будет выставлять высшее руководство страны.

- Приходилось ли в Ванкувере столкнуться с непредвиденными трудностями?

- Если задаться желанием, можно в любой жизненной ситуации находить отрицательные моменты. Мы к этому не стремились. Конечно, без мелких организационных шероховатостей не обошлось. Но они нисколько не повлияли на итоговый результат команды. У нас было прекрасное жилье, нормальное питание, нет нареканий к транспортному обслуживанию и местам проведения соревнований. Погода? Она для всех одинакова.

Отмечу также замечательных волонтеров. Они быстро и оперативно помогали нам решать все вопросы. Мы их от души поблагодарили. Многие уже на следующий день после Олимпиады выходят на свою основную работу. Люди бескорыстно отдали нам три недели своей жизни. Причем делали это с огромным удовольствием. Не осталось никаких вопросов и к организаторам Олимпиады.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]