Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Маленький, но дорогой торг

Маленький, но дорогой торг

Чиновники ищут возможности, чтобы снизить финансовую нагрузку на экономику в 2016 году, который для Беларуси обещает стать весьма непростым.

Одна из таких возможностей – попытка добиться снижения цены на импортируемый из России газ. Беларусь импортирует из России ежегодно 21-22 млрд. кубометров природного газа. Очевидно, что снижение цены на стратегическое топливо даже на несколько долларов можно будет считать большим подарком для белорусской экономики.

Сделанное под занавес уходящего года, 16 декабря, заявление вице-премьера Владимира Семашко о предстоящем с Россией торге по вопросу цены на газ для многих прозвучало весьма неожиданно. Он заявил, что у белорусской стороны есть основания для существенного снижения цены на российский газ. Как было сказано, эта тема уже обсуждалась с российским правительством.

«Мы полагаем, есть все основания говорить о том, что с 1 января должна существенно снизиться цена на газ», – цитирует слова В. Семашко госагентство БЕЛТА. Хотя, добавил правительственный куратор белорусского ТЭКа, эта цена и сегодня весьма приемлемая – 142,37 доллара за 1 тыс. кубометров.

В ближайшее время белорусские переговорщики поедут обсуждать эту тему в Москву. «Договориться о конкретной цене и подготовить соответствующие документы планируется до 21 декабря», – сообщил В. Семашко.

От европейских цен «отвязались» 4 года назад

В принципе, тема газового торга с Россией для Беларуси «закрылась» 4 года назад – в конце 2011 года. Тогда Беларусь получила солидный бонус и за форсирование создания Евразийского союза, и за то, что подписала соглашение о продаже «Газпрому» белорусской газотранспортной системы «Белтрансгаз». Да, тогда Беларусь полностью потеряла свою ГТС, но при этом решила для себя стратегическую задачу – наконец-то «отцепилась» от европейской формулы определения цены на газ (напомним, к ней Кремль привязал Беларусь в наказание в том числе за строптивое нежелание расстаться со своей газовой трубой) и фактически привязалась к внутрироссийской цене.

Благодаря этой сделке Беларусь сразу же получила дисконт к цене на газ в размере 40%: в 2012 году цена упала с 265 до 165,6 доллара/тыс. кубометров. И затем в течение 4 лет фактически она находилась в этом же ценовом коридоре: в 2013 году цена составляла 163 доллара/тыс. кубометров, в 2014 году – около 167-170 долларов, в первом полугодии 2015 года контрактная цена поставок российского газа в Беларусь составила 139 долларов/тыс. кубометров (без НДС), во втором полугодии – 142 доллара. Сейчас, как уточнил В. Семашко, она составляет 142 доллара и 37 центов.

Повод поторговаться

Еще недавно белорусская сторона надеялась в 2016 году сохранить нынешнюю цену на российский газ, но при этом не исключала возможности ее снижения. В принципе, предпосылки для снижения цены есть. Дело в том, что цена российского газа для Беларуси определяется по особой формуле, которая во многом зависит от волатильности российского рубля, курс которого, в свою очередь, зависит от мировых цен на нефть.

«Что будет 1 января 2016 года, сказать крайне сложно. Если ситуация будет сохраняться такой, какая она есть сегодня, то возможно небольшое снижение цены российского газа», – отметил 17 сентября министр энергетики Владимир Потупчик.

Правда, как уточнил министр, белорусская сторона может рассчитывать на снижение цены газа лишь при условии, что Россия тоже не будет повышать внутренние цены на газ для своих потребителей. Если же в России цены на газ для внутренних потребителей вырастут, то Беларусь вряд ли сможет рассчитывать на их снижение.

Между тем в сложившейся ситуации в России сработает, скорее всего, позитивный для Беларуси сценарий. В начале 2015 года предполагалось, что тарифы на газ для промышленности и населения в России повысят на 7,5% в середине 2016 года, однако позже эту ценовую планку снизили до 5%, а затем и вовсе до 2%. Правда, Минэкономразвития РФ может согласиться на большую индексацию тарифа на газ, если будет повышен НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) для газа, заявил недавно министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Мы понимаем, что компании (ОАО «Газпром») тяжело идти и по консервативному варианту повышения тарифов (на 2%), и по такому повышенному НДПИ», – пояснил министр.

Таким образом, учитывая тренд к снижению мировых цен на нефть, а соответственно, и продолжающееся падение курса российского рубля, у белорусских переговорщиков есть шансы добиться некоторого снижения цены на газ. Правда, на фоне проблем в российской экономике и ухудшения финансового положения российской газовой монополии – «Газпрома» трудно ожидать, что снижение цены будет «существенным», как заявил правительственный куратор белорусского ТЭКа Владимир Семашко. Хотя можно не сомневаться, что белорусские чиновники постарались подготовить убедительные аргументы в свою пользу.

Газовая дельта уменьшается

Минэкономразвития РФ ранее оценивало, что если цены на нефть марки Urals к 2018 году не поднимутся выше 60 долларов за баррель, то «Газпром» в 2016 году вынужден будет продавать газ по рекордно низкой средней цене – 162 доллара за 1 тыс. кубометров. Для сравнения: в 2014 году экспортная цена «газпромовского» газа составляла 351 доллар, в 2015 году, по оценкам, составит 237 долларов за 1 тыс. кубометров.

Получается, что цена российского газа для Беларуси в 2016 году может отличаться от среднегодовой экспортной цены «Газпрома» всего лишь на 20-22 доллара, в то время как в 2015 году эта разница была примерно в 5 раз выше. Это означает, что Беларусь теряет один из важнейших факторов конкурентоспособности отечественных предприятий.

Смириться с этим белорусские власти не хотят. Председатель «совета республики» Михаил Мясникович на научной конференции НИЭИ Минэкономики в октябре текущего года обратил внимание, что главными конкурентами для белорусских предприятий сейчас являются российские компании, так как они работают в одном и том же ценовом сегменте с белорусскими производителями и выпускают продукцию приблизительно одного качественного уровня. Но при этом, как было замечено, себестоимость продукции в России ниже из-за более дешевого газа.

«Стоимость газа для белорусских предприятий в 3 раза выше, чем в России: у нас – 275 долларов за тысячу кубов, в РФ – около 100 долларов, электроэнергия дороже для хозяйственных субъектов Беларуси в 1,5 раза, чем для российских», – подчеркнул Мясникович.

Чтобы снизить себестоимость белорусской продукции, он предложил даже зачислять в бюджет «газовые деньги» – разницу между ценой покупки газа на границе Беларуси и России и ценой его продажи для хозяйствующих субъектов, чтобы затем направить эту «дельту» предприятиям реального сектора и таким образом помочь им стать более конкурентоспособными.

Однако инициатива белорусского экс-премьера в настоящее время вряд ли реализуема. Ведь белорусское правительство обещает своему потенциальному кредитору – МВФ – совсем другие меры: снять с отечественных предприятий бремя перекрестного субсидирования, из-за чего цены на газ для них оказываются существенно выше, чем в РФ. Для этого оно ведь и собиралось с 2016 года установить тарифы на газ и электроэнергию для населения с учетом НДС (сейчас – 20%) – это своего рода «мягкий» сценарий ухода от перекрестного субсидирования. Правда, и эта новая инициатива правительства, судя по всему, не нашла поддержки у Лукашенко.

Отметим, что проект поправок в некоторые законы Беларуси по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения предусматривает отмену льготы по НДС при реализации населению услуг по газо- и электроснабжению.

Поэтому в сложившейся ситуации вопрос торга с Москвой за дисконт к цене российского газа на будущий год приобретает для официального Минска особую значимость и смысл.

Татьяна Маненок, belrynok.by

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]