Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Николай Дедок: Власти приспосабливаются к ситуации

29.10.2016 общество

Экс-политзаключенный прокомментировал приговор Пальчису и спрогнозировал, чем может закончиться суд над Кондрусем.

-- Почему, на ваш взгляд, освободили Эдуарда Пальчиса, ведь прокурор просил достаточно большой срок?

- Все банально - властям нужно маневрировать между Западом и Россией. Я и раньше прогнозировал, что Пальчису дадут наказание, не связанное с лишением свободы. Осудить его на реальный срок - это значит получить еще одного признанного Западом политзаключенного, тем более что незадолго до приговора из Госдепартамента США открытым текстом сказали: мы следим за делом Пальчиса. В то же время и оправдать блогера нельзя было - это бы девальвировало всю предыдущую работу государственной системы. Поэтому ограничились символическим сроком. По приговорам политзаключенным можно проследить государственный вектор политики: если приговоры жесткие, то это значит, что в данный момент отношения с Россией важнее. Если мягкие - отношения с Западом важнее. Ну а то, что огласил прокурор, вообще не имеет значения. В таких делах прокурор, следователь, даже судья - никто. Прокурор мог хоть 10 лет просить, никого «наверху» это не интересует. Приговоры политическим выносятся на совершенно другом уровне, - рассказал бывший политзаключенный Николай Дедок в интервью «Радыё Рацыi».

-- Дело активиста Владимира Кондруся также передано в суд. Означают ли приговоры Пальчису и Дмитрия Полиенко, что можно ожидать подобного решения и по Кондрусю?

-- В деле Кондруся ситуация более сложная, так как к нему намного меньшая внимание общественности. И о степени внимания международных институтов к Кондрусю судить тоже невозможно - лично я ее не видел. Но главное в другом - правозащитники признали Кондруся политзаключенным. А это значит, что если его осудят на реальный срок, включатся международные механизмы защиты и, раньше или позже, Запад так сказать, «спросит» у Лукашенко и за этого узника. Это во-первых.

Во-вторых, Кондрусь не является каким-то лидером или активистам, поэтому никакого внутриполитического эффекта от его «закрытия» власть не получит. Проще дать «химию» и забыть. Арестовали его не целенаправленно, а, фактически, по доносу журналистов (кстати, этому поступку журналистское сообщество, на мой взгляд, не дало должной оценки). Если бы не донос - он бы до сих пор был на свободе. Просто система отработала по информации, так как не могла не отработать. По этим причинам, считаю, Кондрусь также получит «химию» или условный срок.

-- Можно ли считать репрессивной тактику властей, когда за решетку не отправляют, а выносят приговоры с ограничениями, дают большие штрафы? И сохранится ли такая ситуация впредь?

-- Такую тактику, безусловно, можно и нужно считать репрессивной. «Химия» (ограничение свободы) - тоже не сахар. Четыре нарушения - и ты в колонии. Бывалые зеки называют «химию» «трамплином в зону». Находясь на «химии», человек полностью зависит от администрации, «навешать» нарушений и отправить человека в зону для сотрудников учреждения - легче легкого. Кроме этого, все последние «политические» уже провели от 6 до 9 месяцев на Володарке - что уже само по себе наказание. Не будем забывать, что кроме политзаключенных более «раскрученных», есть менее «раскрученные» - три антифашиста из Бреста, которые получили сроки до 6-ти лет и сейчас сидят в колониях. Антифашист Максим Ягнешко из Гродно получил 3 года химии, 17-летний анархист Андрей Жамбуриев - 3 года химии «без направление», впереди суд над минскими футбольными фанатами-антифашистами.

Все эти дела шиты на ровном месте, из обычных уличных конфликтов или самообороны. Достаточно сказать, что дело Жамбуриева сначала было административным - «мелкое хулиганство», но когда о нем узнал ГУБОП, из него сделали «уголовку». А дело пенсионера Лапицкого, которого направили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу? А правозащитники Жемчужный и Бондаренко, которые сейчас отбывают свои сроки в колониях? Мы сейчас видим, как в новых условиях репрессивный аппарат приспосабливается и придумывает новые формы прессинга, чтобы не привлекать внимания иностранных полисимейкеров. Те, наверное, думают, что раз в тюрьму не посадили, то можно закрыть на это глаза - потому что не знают наших реалий. Власти же главное - держать ситуацию под контролем, потому что там прекрасно понимают - только отпусти «бразды», и ситуация с политической активностью народа может выйти из-под контроля. Мой прогноз: власти будут дальше вертеться, как уж на сковородке, но если удастся выхватить кредит у МВФ или России, репрессивная политика вновь усилиться -- пойдут реальные сроки тем, кто давно «намылил глаза» КГБшникам и ГУБОП.

Напомним, 28 октября Минск городской суд приговорил блогера Эдуарда Пальчиса к ограничению свободы сроком в 1 год и 9 месяцев. Но в его случае день в СИЗО считается за два, поэтому парень остается только один месяц «домашней химии». Ранее правозащитники признали Пальчиса политзаключенным.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]