Новости БеларусиRSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные белорусские новости

Вольский: Если будут возможности воспользоваться очередной «оттепелью», попробуем

18.11.2016 культура
Вольский: Если будут возможности воспользоваться очередной «оттепелью», попробуем

Легендарный музыкант рассказал о своем новом альбоме.

На днях увидел свет новый альбом Лявона Вольского «Псіхасаматыка». Послушав диск, «Еврорадио» решило пригласить музыканта и спросить у него обо всех обстоятельствах, связанных с новой работой, а также с будущей концертной презентацией в Вильне.

- Довольны ли вы результатом? Есть что-то такое, что хотелось бы изменить на новом альбоме?

- Я обычно критично отношусь к себе и своему творчеству. Но после выхода альбома творец, безусловно, доволен. Хотя бы потому, что он вышел. Ведь все в жизни бывает, бывает, что и не выходят альбомы. Отзывы, безусловно, разные, но они и должны быть разными. Мне так кажется, что этот альбом, может быть, не для такой юной аудитории. Поэтому, возможно, от этой аудитории и будут поступать какие-рекламации. Хотя на самом деле, я и не знаю. Судя по тому, что я отслеживаю в интернете, отзывы действительно очень разные, и это хорошо.

- Но есть что-то, что хотелось бы изменить? Вот вы услышали эти отзывы и думаете: да, точно!

- Нет! Это законченная работа. В последующих работах, может быть, что-то будет меняться. А тут все кирпичики стоят на своем месте.

- Альбом состоит из двух дисков: один тяжелый, второй более легкий. Вам не кажется, что эти диски для двух различных аудиторий?

- Я не мониторил специально аудитории. И этот альбом совсем не коммерческий, не было ставки на какие-то хиты, на какую-то попсовость, просто делалось то, что хотелось делать. И от начала это совсем не коммерческая идея, объединить две различные работы по звучанию и по подходу. Потому что первая урбанистическая часть «Горад» получилась нахальной по подходу, по вокальному, по крайней мере. Вторая совсем другая. Получилось, будто поют два разных человека. Оно так и получилось в жизни, что пели разных человека. Делалось, как хотелось делать, никакого расчета на определенную аудиторию не было.

- Не боитесь, что люди разделят диски: для кого-то один будет востребован, а второй будет лежать, пылится...

- Пусть так и будет. Я только за. Я читал отзывы на форумах. Половина на половину. Половина говорит, что я не любитель тяжелой музыки, поэтому мне подходит вторая часть и наоборот.

- Вопрос от слушателей: «Белы снег, шэры лен». Почему вдруг отсылка к Цою?

- У Цоя не лен! В своем творчестве я часто цитирую. Возможно, уже не моден такой постмодернизм. Но все равно я и цитирую, и меняю цитаты, поэтому может быть так. Это ненамеренно сделано. Просто у меня был такой размер, который в чем-то совпадал с цоевским, поэтому я решил использовать цоевские наработки про белый снег. Тем более, что была ранняя зима, как сейчас, я сидел в деревне, писал вторую часть альбома, был снег... лен...

- Очередной вопрос от слушателя: если бы Лявону в 1998-м после выхода альбома «Пашпарт грамадзяніна N.R.M.» дали послушать альбом «Псіхасаматыка», то что бы он сказал?

- Это невозможна ситуация, вы же понимаете. Если бы это было, если бы случилось так или так — такого не может быть. В параллельной действительности, может быть, это и было бы возможно, но в нашей — нет. Если бы мне дали послушать, то я бы сказал: «Зачем сделали два альбома? Хватило бы тяжелого». Спросил бы еще, где записывались: «У нас?!».

- Часто публика выбирает хитами одни песни, а сами музыканты любят другие. Какая для вас самая любимая песня, а какую вы считаете самой хитовой?

- Я вообще не выбираю песни по любимости и хитовости. Как только релиз состоялся — все любимые! Потом концертная деятельность покажет, что играется, а что нет играется. По моим интернет-наблюдениям, для разных людей абсолютно разные любимые песни. Например, я никак вообще не ставил на песню «Жорны», но часть людей склоняется, что это суперхит. А я не понимаю, что там такого хитового. Мне кажется, и по тексту и по музыке, это такая альтернативная песня.

-Если бы диск записывали не норвежские музыканты, а белорусские, каким бы он был?

- Были бы более насыщенные музыкально аранжировки, были бы уходы в разные бриджи, соло, еще куда-то. Мне кажется, что для нынешнего моего творчества это не нужно. Такая минималистичность и упорядоченность Сноре (Сноре Бергеруд — норвежский саунд-продюсер, мультиинструменталист, который записывает сольные альбомы Вольского) мне очень подходит в моем нынешнем возрасте.

-А почему именно норвежские музыканты? Там же край металлистов, а ваше творчество для них — как жесточайшая попса...

- Дело в том, что Сноре — настоящий продюсер. Он учитывает мои пожелания. Время от времени учитывает, время от времени меняет. Например, я посылаю ему не только мелодию с текстом и гармонией, а могу прислать и какой-то ход. Он может его учесть, как, например, в песне «Дом» или «Мне нужно идти». В песне «Жорны» тот мой ход, что я ему прислал, он разложил на какие-то составляющие и из них сделал новый ход. Вот так часто бывает. Сноре — мультистилистический человек. Хотя сам он когда-то играл авангардный метал.

- Тем не менее, разве нет у нас музыкантов, которые могли бы тоже так минималистично сыграть и хорошо записать?

- Музыканты есть, но нет... Я обычно не люблю диктовать каких-то условий. Мне нравится, когда идет творческий процесс и когда присутствуют черты общего творчества. Безусловно, если нужно, я могу и подавить человека, но в основном, когда все создают, мне это очень нравится. Моя задача сделать так, чтобы всем казалось, что это они сделали вместе, а не угнетать. И потому были бы какие-то там, как писалось в славянском эпосе «разливался мысью по дереве». А это на сегодня для меня было бы лишним.

- Снова вопрос от читателей: Лявон, почему бы вам не взять на виленский концерт «Дзецюкоў»?

- С виленским концертом и так тяжеловато, потому что я и так наиграл столько подпольных акций, где случайно появлялся с микрофоном и гитарой в разных местах. Потом с теми же самыми «Дзецюкамі», которых я уважаю и люблю, мы появились на «Партизан-роке» в Варшаве, где также было очень много нашей публики. Здесь как бы концерт не нуждается в каком-то таком разогреве. Поверьте мне. Здесь должно все быть сделано концептуально, стильно. Пусть простят мне «Дзецюкі».

- Еще один вопрос от слушателей: Слышал, что вы настраивали гитары в группе Zet. Есть ли какие-то новости от них?

- От Zet пока нет никаких новостей, но мы посмотрим. Есть же такие формации, которые на несколько лет исчезают, потом снова возникают. Никто не говорил о прекращении деятельности. Это же такая совсем подпольная партизанская команда. Возможно, где-нибудь и когда-нибудь она всплывет. Если мне позвонят с просьбой понастраивать гитары, я возьму тюнер и пойду.

- Снова вопрос от слушателей: Будет ли возможность приобрести диски (сам физический носитель) в Минске до концерта в Вильне?

- Хотелось бы сделать такую пресс-конференцию с демонстрацией под акустику пары песен и хотелось бы, чтобы там появились, как вы говорите, физические носители. Но человек предполагает, а Бог сами знаете что... Поэтому хочется верить, что точно диски будут на концерте, а ближе — там уже посмотрим.

- Следующий вопрос от слушателей: альбом «Психосоматика» получился чрезвычайно личным. Через некоторые песни сильно прорывается внутренняя боль. Не страшно было так глубоко впускать внешнего слушателя в свою душу? И еще большое спасибо за эти тексты. Я не знаю, как вы их пишете, они достойны 10 нобелевских премий — эти аллюзии, эти отсылки к литературе, музыке и кино, эти эпитеты — Уау! Как это все приходит в голову?

- По-разному бывает. Какие-то фильтры и барьеры ставить не приходилось, так написалось да и все. А насчет цитат, я уже говорил о постмодернизме: я всегда этим грешил. В этом альбоме, может быть, их больше, тоже не знаю, почему. Спасибо, насыщенные тексты, да.

- Снова пишут слушатели: в одной из песен «Псіхасаматыка» есть строки «Герой чакае свой прыз». А ждет ли герой Лявон Вольский какой-то свой приз или награду, и что бы он отнес к призу?

- Ну, разве что Нобелевскую премию по литературе. Я ведь тоже выступаю с гитарой и гармошкой часто. Вот начал больше наворачивать в текстах. Все идет в ту сторону.

- То есть, обогащаете великую белорусскую песенную культуру. С такой формулировкой выиграете Нобеля...

- Да. Правильно вы сказали. Я запомню это (смеется).

- Следующий вопрос от поклонников: каким составом будет играться вторая часть концерта, в которой звучат старые ваши песни? И вообще, сколько частей будет?

- Частей будет две. Первая — спокойная более-менее, мелодичные и лирические песни из «Грамадазнаўства» и «Псіхасаматыкі», где я выступаю как, извините, сонграйтер (смеется). Как Сноре меня обозначил: «Здесь ты панк, а здесь — сонграйтер». А во второй части будет все остальное, и эти, простите мне эти слова, хиты бессмертные всех времен и народов. А играть это все будет один состав. Это норвежские музыканты и бессменный басист Алесь-Франтишек Мышкевич. Обычно наша команда всегда концептуально подходила к шоу. Не просто пришли, сыграли и ушли, а здесь будет много всего, я не могу раскрывать сейчас, что именно, но будет визуализация, за которую ответственен Матвей Сабуров и местный шеф Арвидас. Кстати, у нас не только с норвежцами тесное сотрудничество, но и с литовскими дизайнерами. Например, Юстя делала и фотосессию, и тизер. Нельзя забыть также об Игоре Назаренко и Дмитрии Безкаравайном.

- Вопросы продолжают сыпаться: кого из белорусских музыкантов вы слушали в последнее время?

- «Дзецюкоў» и Brutto на концерте в Варшаве (смеется). А так, мне многое нравится в белорусской музыке, я просто всегда в тупике от таких вопросов, ведь если кого-то не вспомню, то скажут: «Козел! Такую значительную бригаду не назвал». Очень много в белорусской музыке сейчас интересного, разве что, ситуация не позволяет развиваться этому всему уже долгие годы. Ждем. Вдруг что-то случится.

- А кого из зарубежных музыкантов слушаете?

- Классическое слушаю.

- Баха?

- Пятую симфонию Бетховена (смеется).

- Сообщение пришло по-польски: когда будет концерт с новой пластинкой в Варшаве? Альбом супер!

-Было предложение сразу после виленской презентации сделать варшавскую. Но мы не можем так запутывать публику: ехать в Вильню, а потом сразу в Варшаву. Мы постараемся, безусловно, сделать в Варшаве. Возможно, ближе к весне приедем.

- Вы обидчивый по натуре и что вас может обидеть?

- Я сейчас гораздо менее обидчив, чем десять лет назад. Раньше меня мог обидеть комент в интернете. Я думал, как это так, я всем сердцем пишу вам, отдаю эти песни, а вы пишете: «Ай, абы что». Теперь, когда я слышу конструктивную критику, я готов это воспринять. А вообще, я стараюсь никогда не обижаться ни на кого и ни на что, потому что это очень плохая привычка. Ведь если ты обиделся, ты будешь виноват всегда.

- Мастеринг альбома вы делали в Лондоне. Работал с этим Джейми Гомес Рилано. Он еще и барабанщик группы «Пурсен», и, судя по просмотрам в интернете, это такая неслабая группа. Как вы нашли этого человека?

- Они все, Сноре, Джейми, барабанщик Синдре, учились в Ливерпуле в учебном заведении Пола Маккартни. И они продолжают, не так, как наши — разбежались и только созваниваются: «Ну, что, когда выпьем?». А они продолжают делать что-то на расстоянии.

- Не планируете податься в политику, в депутаты, как это сделал Вакарчук?

-Депутаты же это так, контролировать культуру, больше давать субсидий на эту дисциплину. Но я не собираюсь. Мне это не интересно. Но как дальше будет, не знаю. Просто сейчас я способен делать в этом своем деле, которым я занимаюсь, а я занимаюсь различными творческими делами и мне не хватает времени на них. А еще доплюсовать политику сюда... Если заниматься политикой, то ни на что уже времени больше не будет, так как нужно то сидеть, то протестовать, то ездить по иностранным форумам. Очень занятые люди.

- И снова слушатели: не пишете вдруг следующую книгу, возможно, автобиографию?

- Я начал писать книгу и там, как в больших формах, которые я стараюсь писать, есть определенный автобиографический момент.

- Будете ли вы дальше появляться на «на случайных» концертах в Беларуси?

- Этот флер случайности и партизанщины очень интересен. Мы же не подавали гастрольки. Как говорили, так и не подавали. А теперь, если будет какое-то послабление, мы все равно воспользуемся этим. Потому что очень жаль, когда люди должны в таком количестве выезжать, например, в Варшаву, куда доехать не так и просто, это далеко. Поэтому на сегодняшний мой ум, неразумно, если есть возможность, лишать народ творчества, когда народ стремится услышать это. Если будут какие-то возможности воспользоваться очередной оттепелью, попробуем.

Источник charter97.org



Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2021 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и в мире.
Пресс-центр [email protected]