Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Вацлав Орешко: Общество было готово к бойкоту

11.10.2012 политика
Вацлав Орешко: Общество было готово к бойкоту

Властям не удалось скрыть то, что люди не пришли на «выборы».

Об этом сайту charter97.org рассказал член оргкомитета «Беларускага Руха» Вацлав Орешко.

- Заметили ли вы какую-либо «избирательную» кампанию?

- По моему мнению, государственной «избирательной» кампании не было. «Выборы» были десятой новостью, так как для властей это не такое уж важное событие. Когда стало понятно, что люди не хотят идти на «выборы», кампания превратилась в акцию принуждения к голосованию. Поэтому невозможно говорить ни о государственной, ни об оппозиционной «избирательной» кампании, ведь это была не кампания, а какая-то пародия в лучшем случае. Время игры в «выборы» действительно прошло. Тем более «выборов» в «палатку» или местные советы. Да даже и президентских «выборов». Главная вещь - не в «выборах» как процедуре, а в той ситуации, когда может стать возможной смена власти.

- Что думаете постфактум по поводу стратегии бойкота?

- Она была неслучайна, выбрана более года назад, плотно связана с направлением на работу с обществом, с общественным мнением. В прошлом году она вылилась в Народные Сходы. После «выборов» 2010 года стало ясно, что попытки работать с государством обычно абсолютно бессмысленны. Надо выбирать стратегию, чтобы не играть по правилам государства. Бойкот - это естественно. И общество было готово к бойкоту. Люди просто не хотели участвовать в этих играх, поддерживать государство даже в «выборах». Другая ситуация, что не было единства в оппозиции: одни призывали до конца идти, другие - походить, а потом уйти. Это очень помешало. Если бы была единая кампания большинства оппозиционных сил, то бойкот мог бы прозвучать гораздо сильнее. Именно как бойкот, а не как игнорирование государственной кампании.

Но то, что люди не пришли, скрыть было невозможно. Ведь просто глядя на участки, которые действительно были пусты, каждый человек в этом мог убедиться, опросив своих знакомых.

- Вы были еще и наблюдателем. Какие новации заметили?

- Если говорить о «новациях» со стороны государства - это рост наглости, которая дошла до абсолютного предела. Если на прошлых «выборах» (я уже участвую много лет) еще пытались проводить какие-либо мошеннические технологии, вброс бюллетеней, пропаганду... То здесь основным средством стало просто наглое переписывание протоколов, даже без всякого подсчета бюллетеней. Бюллетени уже не нужны. В протоколы вписывались цифры, которые комиссии получили сверху и не имели ничего общего с содержанием бюллетеней.

- Обычно когда пройдет кампания, начинается затишье на политическом поле. А что вы планируете делать теперь?

- Затишья быть не должно. Затишье бывает у тех, кто работает от «выборов» до «выборов». Месяц поработали, потом год качаемся на диване. Мне кажется, наоборот, сейчас начинается очень серьезная работа. Это работа с людьми. На сегодняшний день мне кажется, что общество готово к тому, чтобы оппозиция могла стать частью общества, а не какой-то там резервацией, как она все время была. Поэтому надо с людьми разговаривать. На сегодняшний день мы уже начали общаться с людьми, объяснять, что произошло, что выборов не было. Надо показывать людям, что они в большинстве - те, кто не пошел на «выборы», те, кто хотя бы пассивно не поддержал режим. Когда люди это поймут, гораздо проще будет делать все остальное. Народ перестанет так боятся. Вот победить этот страх и предложить людям то, что им будет интересно и полезно - это то, чем сейчас надо заниматься. Мы будем работать с коллективами предприятий, с молодежью...

- Вы говорите «Мы будем работать». Кто это «мы»?

- Конкретно я могу говорить о той небольшой группе, которая называется «Беларускi Рух», но на сегодняшний день складываются, как минимум, два основных течения. Вот то течение, к которому я отношу себя (его называют радикальным)... Я бы сказал, что это ценностное течение. Это те структуры, тот оппозиционный актив, для которого понятие нравственных и национальных ценностей и вообще человеческих не такое далекое, как для некоторых других в оппозиции людей. Для нас важно не просто выполнить там какой-то план, победить во что бы то ни было... Очень важно, чтобы в Беларуси возобновились нравственные ценности. Ведь власть Лукашенко разрушила в обществе понятия, что такое хорошо и что такое плохо. Без этого политика не может существовать. Не может быть хорошего политика, для кого вот эти вещи не имеют никакой разницы. Поэтому будем подходить к этим ценностям именно c моральных позиций. Есть структуры, есть люди, кому такие ценности близки. Это и христианские демократы, и Объединенная гражданская партия, и «Европейская Беларусь» и ряд других молодежных организаций. По моему мнению, в ближайшие месяцы так или иначе произойдет какое-то разъединение. На сегодня это, кажется, и полезно. Не надо делать какого-то формального объединения, где все за спиной будут показывать друг другу фигу. Но стоит хорошо подумать, оглянуться вокруг, посмотреть, с кем можно работать, с кем можно идти к будущему, к победе, с кем можно создавать совместные планы. А во время деятельности выяснится, кто серьезно относится к ситуации, кто нет. Никакие договоренности, никакие соглашения не заменят совместной работы. Если оппозиция расколется на два лагеря сегодня, я думаю, это лучше, чем иметь один лагерь, в котором все друг друга ненавидят.

- Какие выводы из этих «выборов» сделаны?

- Эта кампания значительно повлияет на стратегии (повторюсь - стратегии), так как единой стратегии, я боюсь, не будет. Для нас важно готовиться не просто к выборам, как некой государственной кампании. Готовиться к тому, чтобы создать ситуацию в обществе, чтобы оно было в состоянии послать этот режим куда подальше. «Выборы» - это просто один из моментов, когда складываются такие обстоятельства, что можно что-то сделать. Но эти обстоятельства могут сложиться не в 2015, а в 2013 году. Так что дело здесь в том, чтобы общество было готово к переменам, готово выступить за эти перемены.

- Какие шаги нужно сделать, чтобы подготовить общество?

- В нашем обществе значительную роль играют рабочие, поэтому надо работать с ними. Потому что когда рабочие осознают свою силу, свою мощь и начнут за свои права бороться активнее (а мы видим, что этот процесс постепенно происходит), то это будет влиять на государство. Если остановятся заводы, это гораздо важнее, чем когда на улицу выйдет 1000 студентов или интеллигентов. Значит, нам надо идти к тем группам населения, у которых есть серьезные проблемы, и попытаться им помочь. Мне кажется, что значительную роль сыграют независимые профсоюзы. Мы с ними будем и впредь сотрудничать, ведь именно они подходят к людям не со стороны политических лозунгов, а со стороны их жизни, подходят к людям с их проблемами, а не с нашими (политическими) проблемами. Наши проблемы - кого выбрать единым кандидатом... людей это мало интересует. Их интересует, как иметь нормальный заработок, как накормить семью. Насколько возможно, нам нужно помогать решать им эти проблемы, или создавать такие ситуация, чтобы люди могли понимать, как им эту проблему решать. Настолько мы будем пользоваться поддержкой. Второе, что бы я еще сказал о стратегии будущей работы: она не новая, она была сформулирована еще в 2004 году. Это стратегия говорит: для того, чтобы работать с большинством, нужно сначала завоевать меньшинство. Мне кажется, это очень важно, потому что разговаривать с населением, имея несколько сотен или даже несколько тысяч активистов в рядах - то есть не разговаривать ни с кем, потому что люди не в состоянии донести ту информацию до миллионов. А людям очень важно, если информация где-то не на сайтах появляется, а когда она приходит от человека к человеку. Это наилучший способ доставки информации. Если у нас будет больше людей, которые поймут, что нужны перемены, то они станут сторонниками нашей концепции этих перемен. Не важно, будут ли они членами организаций, активными участниками каких-то форумов, важно, чтобы они присоединились к нашей деятельности. Они будут пересказывать нашу позицию своим близким, знакомым, и эта информация станет доступной.

- Люди сейчас бросились скупать валюту, товары. Что вы об этом думаете?

- Все понимают, чуть ли не до последней бабки, что следует ожидать ухудшения ситуации. Есть российская поддержка, но она не может компенсировать все нужные для режима расходы. Наша экономика не приспособлена к современному миру, это ежегодно или даже ежемесячно, еженедельно будет ощущаться. Вы же посмотрите: не успели пройти «выборы», как начинают расти цены. Мы об этом говорили людям и сейчас говорим. До «выборов» как-то держали, а теперь надо заплатить, как после «выборов» в 2010 году. И люди уже сейчас понимают, что дело здесь не только в мировом кризисе, не только там евро или доллар шатается, а шатается белорусский рубль, ни на чем не держится, потому что за ним нет реальной экономики. Беларусь превратилась в некий экономический придаток России, в страну с непонятными экономическими параметрами, которые руководство пытается менять насильно. Это невозможно, значит, за это придется платить людям. А раз людям придется платить, они уже хотят знать, кто в этом виноват. И сегодня уже не нужно долго объяснять, мне кажется, каждый уже может показать пальцем. Значит, надо что-то менять, и людям теперь эта идея становится все ближе. Конечно, это не происходит в один день, один год. Хотя оппозиция уже много лет говорит, что надо менять власть. Но к 2010 году большая часть общества воспринимала наше послание как нечто такое неинтересное. Действительно, было очень неплохо. Сегодня уже все чувствуют напряжение, наверное, даже те, кто более или менее состоятельный - все чувствуют, что есть такая неопределенность в завтрашнем дне. Значит, люди будут недовольны. Но нужно в первую очередь опираться на тех людей, которые умеют жить и работать. Главное для нас - завоевать тех людей, которые могут строить что-то, отвечать за себя - это меньшая часть общества. И если эти люди будут за демократические перемены, никакой режим не удержится. Режим, даже если он самый тоталитарный, самый жесткий, все равно требует поддержки большинства. Вот мы видим, как Лукашенко сейчас беспокоится. Почему рисуют эти цифры на «выборах»? Потому что они чувствуют, что нет этого оплота, нет этой поддержки. Значит, в каждую секунду все может развалиться.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]