Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Когда в Беларусь инвестировали Ротшильды, Schering и Shell. Часть 2

07.04.2014 общество
Когда в Беларусь инвестировали Ротшильды, Schering и Shell. Часть 2

Советские историки представляли экономику дореволюционной Беларуси неразвитой и отсталой. Но в это трудно поверить, если даже перечислить иностранные бизнесы, работавшие в белорусских губерниях в конце XIX-начале XX веков.

Их количеству, масштабам и разнообразию вполне может позавидовать нынешнее поколение белорусских чиновников. Schering и Schell, Societe Generale и Rothschild Freres, германские лесоторговцы и химики, австро-венгерские спичечники и фанерщики, бельгийские льнопромышленники и трамвайщики, французские финансисты, английские железнодорожники, японские шелкоторговцы 100-150 лет назад инвестировали в экономику дореволюционной Беларуси миллионы марок, крон, франков, фунтов стерлингов и йен. «Ежедневник» и «Бизнес-ревю» вспомнили, как это было. Вторая часть исследования посвящена инвесторам из Австро-Венгрии и Франции.

Пинская пристань австрияков

Дореволюционный Пинск являлся одним из главных торгово-промышленных центров дореволюционной Беларуси. Удачное географическое расположение на судоходной Припяти, по которой сплавлялись хлеб, лес и сало за границу и на юг России, с середины XIX века сделало его пристанищем для крупных торговых и промышленных капиталов.
В этом шумном портовом городе, презрев удобства губернского Минска, с середины XIX века. обосновывались несколько австрийских бизнесменов. Пинск можно назвать самым «австрийским городом» Беларуси. Из пинских австрияков, как тогда в России называли поданных австрийских Габсбургов, самый заметный след в истории белорусского предпринимательства оставили братья Александр и Леопольд Лурье и Иосиф Гальперин.

Известность на российском и европейском рынках фирме братьев Лурье принесло ее фанерное производство. Начинали они с небольшой фабрики сапожных гвоздей, к которой в 1880-х годах было пристроено фанерное отделение. Позже на этой производственной базе возникло Товарищество бр. Л. и А. Лурье.

Мотором бизнеса и душой пинского делового сообщества был Александр Лурье. К концу XIX века фирма братьев Лурье превратилась в крупнейшего работодателя и налогоплательщика Пинска. Она выпускала ящики, коробки и бочонки для соды, винограда и анилиновых красок, а также комплектующие для мебели. Последние поставлялись в Вену, где фирме Лурье принадлежала еще одна фанерная фабрика.

Перед войной туда же, в Вену, было перенесено правление фирмы, а Александр Лурье переехал на постоянное место жительства. Правда, к этому времени он, прельстившись перспективами, которые открывались для него на российском рынке, принял подданство Российской империи. Но в августе 1914 года началась Первая мировая война, в которой Россия и Австро-Венгрия оказалась по разные стороны баррикад. Концентрационные лагеря императора Франца-Иосифа для подданных враждебных государств ничем не отличились от ссыльных пунктов для германцев и австрийцев в Вятке или Оренбурге.

В отличие от Александра Лурье другой пинский австрияк Иосиф Гальперин с начала и до конца своей жизни остался верным подданным Франца-Иосифа Габсбурга. Но при этом основное свое время он проводил в уездном Пинске, откуда, презрев размах и шум столиц и губернских центров, успешно управлял своим мощным бизнесом, охватывавшем нескольких регионов Российской империи.

Совсем еще юный, 18-летний выпускник одной из австро-венгерских гимназий, Иосиф Гальперин впервые появился в Пинске в 1859 году. Этот город на Припяти до того, как белорусские губернии охватит сеть железных дорог, являлся одним из главных торгово-транзитных центров запада Российской империи. Молодой Иосиф, по примеру многих выходцев из австро-венгерских окраин, попытался найти в нем свою удачу. В 1864 году она улыбнулась ему в лице купеческой дочери Левиной. Женившись на ней, Гальперин окончательно пустил корни в Пинске, получив в качестве приданого крупное недвижимое имущество.

Начав с небольших сделок, в 1873 году он записывается уже пинским 1-ой гильдии купцом. Главным направлением его деятельности становится экспортная торговля лесом, который он рубил в нескольких уездах Минской губернии, а также на Волынщине. Попутно Гальперин занимался вывозом хлеба, а также ссуживанием денег своим коллегам - экспортерам.
К началу 1890-х гг. он становится самым богатым и влиятельным бизнесменом Пинска. Гальперин открывает банкирскую контору в Либаве, вскоре приобретает свой первый участок в Подольской губернии. Там на Подольщине, одним из первых в России, он начинает шахтную добычу удобрений – фосфоритов.

«Поведения и нравственных качеств хороших, располагает большими денежными средствами», -- характеризовали его в пинском отделении Министерства внутренних дел.
Местное бизнес - сообщество признавало серьезную роль Гальперина и в торговых операциях, и в жизни города. «Еврей этот деятельностью своею в интересах города и вообще положением в пинском обществе считается как местный гражданин этого общества», -- докладывал пинский полицмейстер губернскому начальству. Пинская городская дума в начале 1890-х гг. даже ходатайствовала перед вышестоящими инстанциями о присвоении Иосифу Гальперину звания потомственного почетного гражданина. Но Гальперин, кроме того, что был евреем, еще ну никак не выказывал даже желания сменить подданство. И поэтому наверху сочли, что нет особых причин удовлетворять просьбу пинской думы.

Когда в середине 1890-х гг. «отец белорусской спички» Луи Гиршман принял решение свернуть бизнес в Беларуси, Иосиф Гальперин стал главным претендентом на покупку его пинской фабрики «Прогресс-Вулкан». Сделка была оформлена около 1896 года, в результате чего Гальперин стал владельцем старейшей в Беларуси («Прогресс-Вулкан» была основана в 1892 году) и одной из крупнейших на тот момент на западе России спичечных фабрик. В начале XX в. соперничать с «Прогресс-Вулканом» могла только ее бывшая материнская компания Луи Гиршмана, которому принадлежала фабрика «Вулкан» в курляндском Гольдингене.

Иосиф Гальперин был инициатором и проводником многих идей и на своей пинской фабрике. В марте 1901 году он внедрил на производстве нововведение: уменьшил толщину спичечной соломки при сохранении прежним размера коробки. Что это дало бизнесмену? Из-за увеличения спичек в каждой коробке рабочие упаковочного отделения в смену стали упаковывать их меньше. Так как их зарплата была сдельной, зависела от количества коробков, Гальперин добился экономии в среднем 1 копейки в день с каждого занятого.
Сами рабочие, правда, не оценили новаторства хозяина. В апреле того же года фабрика «Прогресс-Вулкан» оказалась в эпицентре одной из первых в Беларуси экономических стачек. Она продолжалась 3 дня, на работу не вышли свыше 100 упаковщиц, протестовавших против уменьшения зарплаты. Ситуацией воспользовался пинский отдел Общего еврейского рабочего союза в России и Польши (БУНДа). Его активисты оклеили ночной Пинск воззваниями к рабочим объединиться против хозяев.

Гальперин на уступки не пошел. Стачка прекратилась после того, как организаторы забастовки были задержаны и переданы в руки пинскому полицмейстеру. Власти поступили в отношении стачечников весьма гуманно. Один из главных организаторов этого выступления народных масс, 19-летняя Сора Брейтборд, особым распоряжением министра внутренних дел на год была передана под гласный надзор полиции. По другим дело было и вовсе прекращено.

Иосиф Гальперин стал одним из идеологов создания синдикатского объединения спичечных промышленников западного региона -- Комитета спичечных фабрикантов, действовавшего в 1905-1908 годах. Это одна из самых ярких страниц экономической истории дореволюционной Беларуси. Западный синдикат на протяжении нескольких лет контролировал сбыт спичек на огромном пространстве Российской империи.

Много австрийцев представляло средний класс, жило в городах и занималось различным промыслом вроде производства мебели и пива. Среди крупных проектов нужно выделить инвестиции Игнатия Этриха в льнопереработку. В 1902 году этот австро-венгерский подданный выкупил у оршанских помещиков небольшую льночесальную фабрику в селе Высочаны. Инвестировав в нее, он создал довольно крупное производство по первичной обработке льна. Представительство фабрики было открыто в Москве.

Французское нашествие

Французские бизнесмены оставили в Беларуси яркий след в двух направлениях – в железнодорожном строительстве и в банковской отрасли.

Именно с французами связано начало истории Белорусской железной дороги. В 1862 году, спустя полстолетия с нашествия Наполеона, в рамках стратегической линии Варшава-Санкт-Петербург французское Главное общество российских железных дорог запустило в эксплуатацию 62-верстный участок Поречье-Гродно-Кузница.

Главное общество было создано по инициативе царских властей, которые после поражения в Крымской войне осознали необходимость реформ в экономике страны. На общество была возложена основная задача по сооружению в России широкой железнодорожной сети, а в его капитал приглашены видные дельцы европейского делового мира. Во главе правления встали парижский банкир и железнодорожный грюндер братья Эмиль и Исак Перейры: первый был руководителем крупного французского банка «Креди мобилье», а второй -- директором Общества Парижско-Лионской железной дороги. д. В борьбе за право строить дороги в России они победили знаменитого Ротшильда.

Французы, однако, не оправдали доверие. Вокруг ценных бумаг возник небывалый ажиотаж. 1200 акциями Главного общества обзавелся даже российский император Александр II. В итоге через некоторое время царские власти были вынуждены брать на себя оперативиное упрпавлением предприятием, сокращать планы по строительству и выделять дополнительные ресурсы, чтобы достроить то, что осталось. Дороги Главного общества перейдут в казну в 1894 году в результате выкупа ценных бумаг предприятия у их многочисленных французских и прочих евройпейских акционеров.

В начале XX века на белорусский рынок пришел французский финансовый капитал. Санкт-Петербургско-Азовский коммерческий банк, входивший в банковскую империю семьи Поляковых, оказался в сложном финансовом положении . Его вместе со всеми отделениями, в том числе в Минске, приобрел Северный банк.

Главным акционером Северного банка была французская финансовая группа Societe Generale. В 1904 году банк открыл еще одно отделение в Беларуси – в Гомеле. В 1905-1906 годах именно при минском отделении Северного банка был образован упоминавшийся выше спичечный синдикат белорусских, литовских, польских и украинских фабрикантов. В 1910 году Северный банк объединился с правительственным Русско-Китайским банком в Русско-Азиатский банк. Последний стал крупнейшим банком Российской империи, в Беларуси он открыл еще одно отделение в Витебске. Под контролем Русско-Азиатского банка находилось несколько десятков предприятий, включая действовавшие в Беларуси Московское лесопромышленное товарищество (лесоразработки в Мозырском уезде) и АО портланд-цементного завода «Волынь» (цементный завод в местечке Россь Волковысского района).
В конце XIX века на территории белорусских губерний действовали представители Французского общества страхования жизни “Урбэн».

В нефинансовом секторе французские инвесторы участвовали в формировании местного топливного рынка. В 1901 году в Минске было открыто отделение и склад одной из крупнейших нефтетрейдерских компаний Российской империи – Нефтепромышленного и торгового общества «Мазут». Ее главным акционером был представитель французской линии известной семьи финансистов Альфонс Ротшильд (банкирский дом Rothschild Freres). До «Мазута» на белорусский рынок уже успела зайти крупнейшая нефтяная компания дореволюционной России – Товарищество бр. Нобель. Чтобы получить добро на открытие отделения, представители «Мазута» обратились к минским властям: "Мазут" с целью противодействия практикующемуся на местном рынке искусственному повышению цен на керосин желает увеличить отпуск керосина в Минске до того размера, при котором возможно будет парализовать повышение цены". Городские власти оценили тон предложения и разрешили фирме открыть склад не только керосина, но и мазута.

В 1912 году Ротшильды продали контрольный пакет «Мазута» другому крупному инвестору – английской компании «Шелл». Минское отделение перешло в собственность английского капитала.

Из других крупных проектов , реализованных французскими инвесторами в Беларуси в начале XX века, выделяются два.

Владельцы Товарищества Ж. Боньфуа и Компания Адас и Вигано в 1909 году арендовали две шляхетские шелкокрутильные фабрики в Слонимском и Новогрудском уездах. На них производилась шелковая основа для дальнейшей переработки на шелковых мануфактурах Москвы, где находился центральный офис фирмы. На обеих фабриках в Беларуси было занято около 250 человек.

В 1908 году французский гражданин Франсуа Турнье основал фабрику по производству дамских роговых гребней в Минске. В 1912 году ее выкупила группа белорусских инвесторов и создала Товарищество Франсуа Турнье. Сейчас на базе этого производства функционирует головная площадка «Милавицы».


 



Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]