Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Девальвация усилила кредитную нагрузку экономики

05.03.2016 политика

Кредитная задолженность субъектов хозяйствования за январь увеличилась сразу на Br29,4 трлн, когда как размер ВВП этого месяца - Br73,2 трлн. Теперь (на 1 февраля) остатков кредитной задолженности реальной экономики (без учета кредитов населению и финансовым компаниям) - больше Br330 трлн. Это не менее 1/3 годового ВВП Беларуси.

Прирост остатков кредитных обязательств экономики за январь - 9,7%, и обеспечен он почти полностью девальвацией Br-рубля в этом месяце, сильно увеличившей Br-рублевый эквивалент валютных кредитов, при том, что непосредственно в валюте их объем даже сократился. Задолженность же по Br-рублевым кредитам выросла за январь всего-то на 1,0%, меньше месячной процентной ставки по кредитам.

Кредитная нагрузка на экономику выросла, таким образом, за счет курсовой переоценки валютных кредитов. В то время, когда в Беларуси и на основном рынке сбыта ее товаров, в Российской Федерации, бушует долларовая дефляция, и все цены и стоимости в долларах снижаются, а вместе с этим - и долларовые доходы предприятий - валютных заемщиков, кредитная задолженность в долларах играет все более заметную роль в финансовом состоянии этих предприятий.

Задолженность по валютным кредитам предприятиям увеличилась, в эквиваленте, на Br28,45 трлн, по Br-рублевым же - лишь на Br0,97 трлн. Но остатков и по валютным (в Br-эквиваленте) и по Br-рублевым кредитам достигнут исторически рекордный объем. Естественно, и общий объем остатка кредитной задолженности - также исторически максимальный в Br-рублях.

В долларовом же эквиваленте кредитная задолженность предприятий сокращается. Причем если в Br-рублевом секторе, понятно, это происходит из-за девальвации, то в инвалютном - прямым снижением, когда возврат ранее взятых кредитов превышает набор новых.

Валютная кредитная задолженность субъектов экономики перед банками снизилась за отчетный январь на $7 млн, или на 0,64%, составив на 1 февраля $11,18 млрд. Исторический максимум - $14,02 млрд - зафиксирован 1 мая 2014-го.

Долларовый эквивалент задолженности предприятий по кредитам в Br-рублях благодаря январской девальвации сократился на $496 млн (на 11,6%) и составил $4,52 млрд (по курсу доллара на последних в январе торгов на БВФБ). Это уровень середины 2007-го года. Рекордный же объем $-эквивалента рублевой задолженности экономики по кредитам был в конце декабря 2010-го - $15,82 млрд.

Общий объем $-эквивалента задолженности по кредитам на 1 февраля - $15,69 млрд, что меньше, чем месяцем ранее, на $568 млн (на 3,5%). Историческим максимумом остается долларовый эквивалент текущей кредитной задолженности на 1 марта 2011-го года - $22,08 млрд, ближайший - $21,67 млрд (в середине 2014-го).

Превалирование валютных кредитов над рублевыми пошло после девальвации 2011-го года, с самого начала 2012-го, когда кредитные ставки в национальной валюте стали в несколько раз превышать ставки по валютным кредитам при стабильном курсе национальной валюты. С каждой девальвацией Br-рубля остатки по валютным кредитам увеличивались курсовым приращением, пока не достигли максимума к началу сентября 2015-го - 71,7%.

Сейчас доля валютных кредитов в общей сумме кредитной задолженности экономики перед банками близка к этому значению- 71,2% на 1 февраля.

За последние 10 лет максимальная доля остатков по Br-рублевым кредитам в общем объеме кредитной задолженности предприятий по кредитам была в конце декабря 2010-го года - 73,2%. В тот год президентских выборов осуществлялась сильнейшая накачка экономики кредитно-эмиссионными деньгами в целях существенного подъема уровня общих доходов, но которые пошли на закупку импорта, вывезя, тем самым, из страны валюту. Что привело, в итоге, к ее дефициту и развитию сильнейшего валютно-финансового кризиса в 2011-ом году.

Кроме того, девальвация 2011-го резко увеличила Br-эквивалент остатков по валютным кредитам, что вылилось тогда в чуть ли не 50%-е отношение кредитной задолженности к годовому ВВП. То же происходит и сейчас, только в меньших масштабах: кредитной накачки экономики, как в 2010-ом, сейчас нет. Но даже меньшая, чем в 2011-ом, девальвация в условиях огромной доли инвалютных кредитов привела к увеличению кредитной нагрузки на экономику, выразившееся в повышении коэффициента «отношение остатков задолженности предприятий по кредитам в % к ВВП».

В 2015-ом году новых кредитов в национальной валюте предприятия брали не больше, чем в 2014-ом, а в % от ВВП - даже меньше, сокращаясь с 2013-го.

Валютных же новых кредитов в последнее время субъекты экономики стали брать меньше, что понятно: в условиях девальвации их Br-эквивалент резко возрастает. Правда, из-за падения $-эквивалента ВВП отношение объема новых кредитов предприятий к этому самому месячному ВВП почти не уменьшается.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]