Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Рабочий «Атланта» восстал против заводского начальства

14.12.2016 общество
Рабочий «Атланта» восстал против заводского начальства

Николай Шуляк отдал предприятию 10 лет жизни и все здоровье – и был выброшен на улицу.

Бывший работник минского завода "Атлант" Николай Шуляк десять лет отдал предприятию, "заработав" профессиональное заболевание, а теперь через суды уже десять лет добивается признания инвалидности, полученной из-за работы.

Свою историю Николай Шуляк и его жена Елена рассказали "Радыё Свабода".

Пришел на «Атлант» спортсменом без вредных привычек

Николай Шуляк неторопливо перебирает папки с документами: "Вот это переписка с заводом "Атлант", вот это - с Министерством здравоохранения, далее прокуратура, суды - мы много куда обращались", - показывает Николай Михайлович на несколько стопок с бумагами.

И продолжает рассказ:

"Я пришел на "Атлант" спортсменом без вредных привычек, здоровым человеком - даже к врачам никогда не обращался. На заводе работал в строительном цехе - отбойным молотком сбивал плитку, клали асфальт - это сильная нагрузка и вредные условия труда. В мае 2005-го у меня впервые заболело плечо, и я обратился в заводскую медсанчасть.

Першыя дыягназы ад заводзкай мэдсанчасткі

Там мне почему-то назначили массаж шейного позвонка. Я выдержал только три сеанса и отказался, так как после этого массажа я был почти обездвижен - домой буквально приполз. Состояние было такое, что сидеть я не мог, стоять не мог, ходить не мог, потому что боли нестерпимые. В таком состоянии должен был дальше ходить на работу, так как первый листок нетрудоспособности мне дали только через полгода. Шел на работу и голову держал в руках", - рассказывает Николай Михайлович.

З такім прыстасаваньнем Мікалай Шуляк працаваў на «Атланце» чатыры гады

Не в интересах завода, чтобы появился шестой профессионально больной

Еще через два года, в ходе обязательного профосмотра, Николай Шуляк получил заключение медико-экспертной комиссии Республиканского центра прафпаталогии, что получил на "Атланте" профессиональное заболевание с потерей трудоспособности. Этот же вывод подтвердила и специальная государственная комиссия, созданная, чтобы обследовать его условия труда. Однако администрация завода выводов медиков не признала, говорит Николай Михайлович:

"Написали в отдельном мнении, что факт профессионального заболевания по существу не выражен. Вот тогда я и понял, что заводские врачи не хотят мне помогать. Ведь это было не в интересах завода, чтобы на предприятии появился шестой человек, получивший профессиональное заболевание. Поскольку работнику, получившему профессиональное заболевание на предприятии, должна быть назначена реабилитация, медицинская помощь, социальная страховка, выплаты, повышение пенсии".

Мікалай і Алена Шулякі кажуць, што ў афіцыйных дакумэнтах шмат фальшаваньняў і хлусьні

Чтобы поставить диагноз, должен был ехать в Литву

Далее начались походы по чиновничьим кабинетам, больницам и судам. Николай Михайлович говорит, что признание профессионального заболевания важно еще и потому, что это даст возможность получить соответствующее лечение. Однако ни заводские, ни городские учреждения здравоохранения больному ничем не помогли.

"Мне было поставлено - не поверите - около 80 диагнозов, от простуд и болезней системы пищеварения до туберкулеза и невралгии", - больной раскладывает негативы рентгеновских снимков на диване, ковре, так как на столе место для всех не хватает.

По его словам, снимки сделаны в различных платных центрах и кабинетах за собственные деньги, чтобы помочь медикам из государственных учреждений выявить истинную причину болей и лечить болезнь.

Рэнтгенаўскія здымкі пашкоджанага пляча Мікалай Шуляк рабіў за ўласныя грошы

"А вот эти документы я получил, выехав в Литву, - разворачивает еще одну папку Николай Михайлович. - Поскольку здесь была прекращена переписка с Министерством здравоохранения и я не мог получить лечения, за помощью выехал за границу. Там находился около десяти дней и прошел обследование, где было подтверждено, что мое заболевание ортопедического профиля, а никакого не терапевтического или нпеврологического. Но, когда приехал в Минск и показал документы, мне ответили, что у нас есть своя медицина. Так лечения согласно этому обследования я и не получил - шло уже масштабное замалчивание правды о моем заболевании".

Перапіска зь дзяржаўнымі органамі складае ўжо некалькі тамоў
Лістоў з дзяржаўных органаў таксама налічваецца некалькі дзясяткаў

Пришел на работу, а пропуск заблокирован

В 2009 году Николая Шуляка уволили с работы. Формально - из-за окончания рабочего контракта, но внезапно и неожиданно. "В конце дня ко мне подошли из администрации, сказали: "Николай Михайлович, у вас закончился рабочий день, до свидания" - и провели к проходной. На следующий день я прихожу на работу, а мой пропуск заблокирован. Я не видел ни приказа, ни трудовой книжки, и так пять лет - до пенсии - оставался без средств к существованию. Ведь со своей болезнью работы найти я уже не мог".

Загад аб звальненьні таксама ў матэрыялах судовых спраў

Жена Николая Михайловича Елена Антоновна не выдерживает и вступает в разговор: "Он отдал "Атланту" 10 лет честной работы, а его вывели с проходной как преступника. Это было ужасно! Я просила, чтобы меня принял директор, но меня даже не пропустили через проходную".

Далее Елена Антоновна уже не может сдержать слез: "Это были самые трудные годы, он тяжело болен, а я прихожу в магазин и у меня на полбулки хлеба денег не хватает. Соседи помогали, кто чем мог, родственники. А в кабинетах была невероятная ярость, где абсолютно людей не видят. Я первый раз вижу этого врача, а она просто бросается на меня, кричит, по столу кулаком стучит... Я не знаю, я была в учреждении здравоохранения или каком-то другом? ", - удивляется женщина.

Говорит, что за годы борьбы за жизнь и здоровье вместе с мужем много узнали о юридических нормах защиты прав граждан и их практическом применении: "Его профессиональное заболевание не зарегистрировано в государственном реестре, и наниматель не дает отчета, что у него на предприятии произошло чрезвычайное происшествие, где человек получил тяжелую травму. И таким образом наниматель открестился от жизни человеческой".

Алена Антонаўна перажывае ўсе нягоды разам з мужам

На суды пошло все движимое имущество семьи

Суды против "Атланта" и различных медицинских учреждений длятся уже десять лет, но так и не закончены. Семья говорит, что по сей день это львиная доля их пенсионного бюджета и даже домашней утвари.

"Суды - очень дорогое удовольствие. Пришлось мне продать все мое движимое имущество. И велосипед у нас был хороший, и автомобиль, фотоаппарат - вот только обручальное кольцo осталось", - указывает господин Николай.

Квітанцыі аб аплаце судоў і адвакатаў — асобная тэчка і артыкул расходаў сямейнага бюджэту

А Елена продолжает: "Мы в заключении 10 лет! Мы приличная семья: он ветеран труда, я ветеран труда - мы честно работали, никогда ничего у государства не просили, квартиру строили сами - мы живем на собственные средства. Но что с нами сделали?.. Мы не можем даже понять, как могут чиновники получать за наш счет такие зарплаты. И за что они получают эти зарплаты".

Мікалай Шуляк рыхтуецца да чарговага суду

На заводе "Атлант" историю непризнанного профессионального заболевания знают очень хорошо. Услышав фамилию Шуляка, секретарь генерального директора мгновенно отреагировала на хорошем белорусском языке: "А, знакомое имя".

Выслушав просьбу о встрече с генеральным директором Виктором Шумило, чтобы тот прокомментировал конфликт, пообещала ее передать адресату.

Однако после консультаций с гендиректором сообщила, что вследствие "сильной занятости" Виктор Шумило не будет встречаться с журналистом и только найдет время, чтобы ответить на официальное письмо.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]