Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Аврал в «сборочном цеху»

Аврал в «сборочном цеху»

Давным-давно, в золотые машеровские времена, белорусы внушили себе, что их страна - сборочный цех.

Минули десятилетия. Выяснилось, что склады в цеху забиты, крыша протекла, стены держатся на честном слове, персонал то квасит, то приворовывает. Потому наиболее изворотливые и высокопоставленные умы нашей родины пытаются решить задачу системного устранения частных недостатков.

Этим занимался в начале прошлой недели Лукашенко, сосредоточенно выслушивая, а затем экспрессивно критикуя доклад «О проблемных вопросах развития промышленного комплекса». Если у промышленности комплекса не просто «вопросы», а самые что ни на есть «проблемные», то их решение в РБ без правителя никак не возможно.

Вмазать позитиву

Официальный сюжет таков: Совмин обещал устранить недостатки, наверстать падающий экспорт и вмазать полную дозу позитива в дряблую вену социально ориентированной экономики. Были взяты обязательства, установлены сроки, даны поручения. Ан нет - не получилось. Лукашенко недоволен. Совмин, надо полагать, тоже.

Правитель дал волю своему статистически аргументированному негодованию: «Финансовое состояние промпредприятий плохое, чистая прибыль сократилась в 2 раза, число убыточных предприятий увеличилось в 1,8 раза (более 17%), суммарный чистый убыток вырос в 2,6 раза, до Br4,5 трлн., значительные сверхнормативные остатки готовой продукции на складах сохраняются... На ряде валообразующих предприятий они фактически не снижаются... Обязательства и поручения должным образом не выполняются. Я хотел бы сегодня конкретно выяснить, кем и почему они срываются».

Поскольку до 40% складских запасов генерируются Минпромом, основная порция гнева, вскользь задев премьер-министра Михаила Мясниковича, досталась главе профильного министерства Дмитрию Катериничу. Почти $0,5 млрд. суммарного чистого убытка и Br118 трлн. долгов по итогам 2013г. - достойный повод для посыпания головы пеплом. По сути, главный итог минувшего года - это падение экспорта и предсказуемо высокая температура по обрабатывающим отраслям промышленности. Плюс, конечно же, переполненные склады и растущая дебиторская задолженность - традиционные симптомы той же болезни.

По данным Белстата, объем промпроизводства в РБ за 2013г. упал на 4,8%, до Br609,2 трлн. в текущих ценах. Падение затронуло практически все отрасли: производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов снизилось на 22,5%, химическое производство - на 11,8%, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и пр. - на 7,4%, металлургических продуктов - на 6,1%, транспортных средств и оборудования - на 5,2%. На 58,8% сократился выпуск телевизоров, на 36% - грузовых автомобилей, на 25,3% - карьерных самосвалов, на 12,2% - калийных удобрений, на 11,9% тракторов. Внешняя торговля товарами уменьшилась сравнительно с 2012г. до 86,8% ($80,231 млрд.), сальдо сложилось отрицательным (-$5,7663 млрд.), экспорт сократился до 80,8% от показателей 2012г., импорт - до 92,7%.

Однако все эти цифры родились не вчера и не сегодня, а вызревали на протяжении целого года: по весне лихорадило автомобилестроение, потом десанты белорусских государственных мужей искали не освоенные рынки сбыта в регионах поэкзотичней, далее, к концу лета, Совмином было признано, что экономика забуксовала и пошла вразнос... Никаких сенсаций - все предсказуемо.

Все знали, что белорусская экономика экспортозависимая. Все видели, что сбыт по основным статьям экспорта падает. К концу 2013г. уверенно-позитивную финансовую и производственную динамику имела только пищевая промышленность, достигшая максимальной доли в общем объеме промпроизводства - 22,16%, или Br135 трлн. Пищевикам, наверное, приятно, но общая картина попахивает деиндустриализацией, откатом в благоухающее сеном, молоком и ранним феодализмом аграрное прошлое.

Хлебнуть негативу

Еще 3-4 года назад белорусское руководство горячо отрицало зависимость состояния отечественной экономики от спроса на внешних рынках: сложно объяснять электорату, сложно назначать стрелочников, сложно рапортовать начальству. Но в 2013г. по экспорту крепко ударило вступление России в ВТО, затем захлестнувшая БРИКС и прочие развивающиеся страны очередная волна финансового кризиса. Это - основные рынки сбыта белорусской промышленной продукции, других нет и не предвидится. На 2014г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уже понизила прогноз роста стран БРИКС на 2014г. с 6,5 до 5,6%.

Возможно, Лукашенко не кривит душой, когда рассказывает: «Чтобы расширить наши поставки за рубеж (в Китай, Венесуэлу, Эквадор), мне пришлось объездить и принять у себя в Минске, как говорится, весь мир... Отторжения поставкам нашей продукции я нигде не заметил. Даже интерес, заинтересованность». Но заинтересованность должна быть подкреплена платежеспособным спросом, а с этим в развивающихся странах сейчас напряг.

Кроме внешних факторов падения промпроизводства есть масса внутренних. О них достаточно обстоятельно говорили участники совещания. Скажем, вице-премьер Петр Прокопович напомнил, что кредитные ресурсы для белорусских предприятий в 3-4 раза дороже, чем в России и Казахстане, а Мясникович предостерег от борьбы с «дебиторкой» ценой полного сворачивания сбыта: «Дебиторская задолженность - это все-таки товар там, у импортера. И если ее обнулить или сделать минимальной, то туда придут другие производители, и мы тогда уже никогда не попадем на рынки этих стран». Катеринич посетовал на дефицит кадров в промсекторе. Наконец, государственные мужи признали, что «начиная с 2012г. зарплата на промпредприятиях в Минске росла непропорционально результатам их работы».

Очень охотно руководство страны схватилось за тривиальный и потому популярный в массах тезис про врожденное белорусское «нежелание и неумение торговать». Тезис отчасти справедлив, но для начала, видимо, нужно отучиться, например, от вала и демпинга - не забивать попусту склады на фоне стагнирующего спроса или не злоупотреблять ценовой конкуренцией. И когда президент желает Совмину стать «большим министерством торговли», это выглядит комично: СПК, где продавать продукцию начинают все, от механизатора до сторожа, обычно заканчивает банкротством.

Посмотрите: есть централизованно управляемое ЗАО «Беларусь» с не менявшимся почти два десятилетия топ-менеджментом. Может ли этот менеджмент помимо чехарды отраслевых госпрограмм и громадья прогнозных показателей предъявить целостную концепцию промышленной политики? Может ли спрогнозировать хотя бы на среднесрочную перспективу изменения конъюнктуры на внешних рынках, чтобы знать, где и сколько продукции мы сможем реализовать завтра? Может ли снизить энерго- и материалоемкость, что гарантированно отразится на себестоимости? Может ли результативно инвестировать в НИОКРы, удивив всех хотя бы локальным инновационным прорывом? Ну и далее по списку.

Пока ответы на все эти вопросы остаются отрицательными, вице-премьеры и министры обречены, засучив рукава, разгружать склады и организовывать распродажи, параллельно ища в своих рядах расстроивших президента нерадивых стрелочников.

Янка Грыль, «Белгазета»

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]